Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 01.09.2023, опубликован на сайте 18.09.2023 под номером 108432, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                          

Дело № 3а-243/2023

73OS0000-01-2023-000146-10

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 сентября 2023 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОБЛКООПРЕСУРС» о признании недействующими пунктов 11832, 19513, 19514, 19515, 19525, 19526, 19527 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пунктов 11159, 19115, 19116, 19117, 19127, 19128, 19129 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

 

у с т а н о в и л :

 

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2023  год» (далее приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на   2022, 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Общество с ограниченной ответственностью «ОБЛКООПРЕСУРС»  (далее также ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», общество)  обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пунктов 11832, 19513, 19514, 19515, 19525, 19526, 19527 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также перечень на 2022 год), утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пунктов 11159, 19115, 19116, 19117, 19127, 19128, 19129 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее также перечень на 2023 год), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2022, 2023 годы включены принадлежащие административному истцу на праве собственности следующие нежилые помещения, расположенные в нежилом здании по адресу: ***:

- нежилое помещение  с кадастровым номером ***, общей площадью 218 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером  ***, общей площадью 328,4 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером  ***, общей площадью 213,4 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером  ***, общей площадью 221,8 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером  ***, общей площадью 224,8 кв.м,

- нежилое помещение с кадастровым номером  ***, общей площадью 220,8 кв.м.

Кроме того, в перечни на   2022, 2023 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***

Включение  вышеуказанных объектов недвижимого имущества в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «под административным зданием». Ни вид разрешенного использования земельных участков, ни наименование здание, ни наименование и назначение нежилых помещения однозначно не свидетельствуют о размещении    в вышеуказанном здании и входящих в его состав нежилых помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ. Кроме того, в пункте 11 832 перечня на 2022 год и пункте 11 159 перечня на 2023 год в отношении нежилого здания с кадастровым номером *** содержится противоречивая информация  об  адресе  объекта,  указан  адрес:  ***

Мероприятий по обследованию нежилого здания и находящихся в нем нежилых помещений с целью определения вида их фактического использования и включения в перечни на 2022, 2023 годы не проводилось, соответственно, нежилое здание и вышеуказанные нежилые помещения не подлежали включению в перечни по фактическому использованию.

Определением суда от 10 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Торгово-сбытовой потребительский кооператив «Кооп-Отель», общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал»,  Инешин Константин Аркадьевича, Петрова Алла Владимировна, Каюмов Вильдан Маратович, Сельскохозяйственный заготовительный, перерабатывающий, сбытовой потребительский кооператив «Новая жизнь»,  общество с ограниченной ответственностью «Бумага-Ульяновск».

В судебном заседании представитель административного истца    Токмачев А.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил  рассмотреть дело в его отсутствие  и отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что спорный объект недвижимости был включен  в перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка «под административным зданием».

В суд не явились представители заинтересованных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Торгово-сбытового потребительского кооператива «Кооп-Отель», общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал», Сельскохозяйственного заготовительного, перерабатывающего, сбытового потребительского кооператива «Новая жизнь»,  общества с ограниченной ответственностью «Бумага-Ульяновск», заинтересованные лица Инешин К.А., Петрова А.В., Каюмов В.М., о месте и времени рассмотрения дела были извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя административного истца,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного иска, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на  2022 год.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 годы.

Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктами    11832,   19513,   19514,  19515,  19525,  19526, 19527 приказа № 214-пр, пунктами 11159,  19115,  19116,  19117, 19127, 19128, 19129 приказа № 264-ПР в перечни на 2022, 2023 годы включено нежилое здание с кадастровым номером *** и расположенные в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения нежилого здания с кадастровым номером *** и входящих в его состав нежилых помещений с кадастровыми номерами *** в  перечни на 2022 и 2023 годы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказа № 192-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр, № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что обществу с ограниченной ответственностью «ОБЛКООПРЕСУРС» принадлежат на праве собственности находящиеся в нежилом здании с кадастровым номером ***, общей площадью 2886,1 кв.м, расположенном по адресу: ***, следующие нежилые помещения:

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 218 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 328,4 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 106,7 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 58,8 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 104,4 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 213,4 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 38,2 кв.м.

Кроме этого, ООО «ОБЛКООПРЕСУРС» принадлежали до 13 июня 2023 года  находящиеся в данном нежилом здании следующие  нежилые помещения:

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 221,8 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 72,2 кв.м.;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 224,8 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 220,8 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 39,8 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 59,4 кв.м;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 90,8 кв.м.;

- нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 17,8 кв.м.  Право собственности на указанные нежилые помещения перешло к Торгово-сбытовому потребительскому кооперативу «Кооп-Отель».

Также собственниками нежилых помещений, находящихся в нежилом здании с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, являются общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Капитал» (нежилое помещение с кадастровым номером ***), Сельскохозяйственный заготовительный, перерабатывающий, сбытовой потребительский кооператив «Новая жизнь» (нежилое помещение с кадастровым номером ***),  общество с ограниченной ответственностью «Бумага-Ульяновск» (нежилое помещение с кадастровым номером ***), заинтересованные лица Инешин К.А. (нежилое помещение с кадастровым номером ***), Петрова А.В. (нежилое помещение с кадастровым номером ***), Каюмов В.М. (нежилое помещение с кадастровым номером ***).

Нежилое здание с кадастровым номером *** и нежилые помещения с кадастровыми номерами *** включены в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы, в связи с чем административным истцом ООО  «ОБЛКООПРЕСУРС» заявлены вышеуказанные административные исковые требования.  

Согласно сведениям из ЕГРН назначение здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, нежилое, его наименование  – административное здание.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 3275 кв.м, с кадастровым номером ***, имеющем вид разрешенного использования – под административным зданием.

Из отзыва Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что спорные объекты недвижимого имущества были включены в перечни исходя из  указанного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***.

Однако вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, прямо не предполагает размещение на нем офисного здания делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, нежилое здание и находящиеся в нем нежилые помещения могли быть включены в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, либо не менее 20 процентов общей площади спорных объектов недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно плану недвижимого имущества на административное здание, расположенное по адресу: ***, составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием  бюро технической инвентаризации по состоянию на 6 октября 2005 года, объект недвижимого имущества – административное здание, общей площадью 2886,06 кв.м, состоит из площади нежилых помещений по  классификации: торговая (117,91 кв.м), складская (157,72 кв.м), учрежденская (1601,52 кв.м),  культурно-бытовая (57,96 кв.м), служебная (950,95 кв.м), при этом в экспликациях указаны следующие наименования помещений: «тамбур», «торговый зал», «коридор», «лестничная клетка», «тепловой узел», «кабинет»,  «фасовочная», «склад», «подсобная», «санузел», «архив», «пост охраны», «комната для курения», «конференц-зал», «серверная», «комната отдыха», «приемная», «встроенный шкаф»,  «лаборатория».  

Наименование и назначение помещений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** не позволяют признать его предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав указанного объекта недвижимого имущества помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). С учетом этого, указанное в техническом паспорте наименование  объекта недвижимости – административное здание не может являться основанием для вывода о том, что здание предназначено для размещения офисов и является административно-деловым центром.

Из плана недвижимого имущества следует, что в административном здании только 117,91 кв.м  предназначено для размещения объектов торговли, что составляет 4,09% от общей площади объекта недвижимости с кадастровым номером *** (2886,06 кв.м).

Таким образом, по документам технического учета отсутствуют основания для признания указанного административного здания с кадастровым номером *** предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Представленные филиалом ППК «Роскадастр» по Ульяновской области суду документы технического учета в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами *** не содержат иных, отличных от вышеуказанных сведений о назначении или наименовании помещений в данных объектах недвижимости.

Таким образом, по документам технического учета отсутствуют основания для признания указанных объектов недвижимости предназначенными для размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  нежилого здания   с кадастровым номером *** и нежилых помещений с кадастровыми номерами *** уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы не проводилось.

По фактическому использованию административного здания с кадастровым номером ***, исходя из представленных представителем административного истца документов, также не имеется оснований для его признания административно-деловым центром либо торговым центров.

Так, из представленных документов следует, что помещения  административного здания с кадастровым номером *** сданы в аренду следующим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:

- ***  на основании договора аренды от 1 сентября 2021 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», под склад, предмет аренды – часть нежилого помещения ***, площадью 20 кв.м являющегося частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***; 

- *** на основании договора аренды от 1 августа 2021 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», для размещения туалетной комнаты, предмет аренды - нежилое помещения ***, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- ***   на основании договора аренды от 21 июля 2021 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», под склад, предмет аренды – нежилое помещение ***, площадью 13,9 кв.м являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды от 12 июля 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», для образовательной деятельности, предмет аренды – нежилое помещение ***, площадью 18,5 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды от 30 апреля 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», для размещения тату-салона, предмет аренды – нежилое помещение ***, площадью 14,7 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- ***   на основании договора аренды от 1 сентября 2021 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», под склад, предмет аренды – нежилое помещение ***, площадью 38,8 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- ***   на основании договора аренды от 26 мая 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», для размещения серверного оборудования, предмет аренды –  часть нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 98,1 кв.м (***, площадью 37,6 кв.м,  ***, площадью 13 кв.м, ***, площадью 21,3 кв.м, ***, площадью 13,3 кв.м, ***, площадью 12,9 кв.м);

- *** на основании договора аренды от 28 апреля 2023 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», назначение подсобное помещение, предмет аренды – нежилые помещения № 1, ***, общей площадью 25,8 кв.м, являющиеся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды от 14 января 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», под мастерскую, предмет аренды – нежилое помещение ***, общей площадью 20,4 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***, на основании дополнительного соглашения к данному договору аренды ему дополнительно передано в аренду помещение ***, общей площадью 21,08 кв.м., относящееся к объекту недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды от  28 декабря 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», назначение подсобка, предмет аренды – нежилое помещение ***, общей площадью 26,8 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды от 9 декабря 2021 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», под склад, предмет аренды – нежилые помещения ***, общей площадью 17,8 кв.м, являющиеся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды нежилого помещения от 28 апреля 2023 года, заключенного с арендодателем ООО «ОБЛКООПРЕСУРС», для размещения архива, предмет аренды – нежилое помещение ***, общей площадью 26,2 кв.м, являющееся частью  объекта недвижимости с кадастровым номером ***;

- *** на основании договора аренды нежилого помещения от 1 ноября 2022 года, заключенного с арендодателем ООО «Инвест-Капитал» для  размещения типографии, предмет аренды – нежилые помещения ***, общей площадью 104,19 кв.м, ***, общей площадью 6,58 кв.м, ***, общей площадью 1,78 кв.м, ***, общей площадью 13,72 кв.м, ***, общей площадью 2,97 кв.м.

В соответствии с ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного  и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 года № 1356-ст, под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребности, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.

В силу пунктов 66-70 указанного ГОСТа  услуги по нанесению различных видов татуажа, в том числе перманентного макияжа, относятся к бытовым услугам.

Таким образом, исходя из указанных договоров аренды следует, что общая площадь помещения, назначением которого является его использование арендатором под объект бытового обслуживания (для размещения тату-салона), равна 14,7 кв.м, что составляют 0,51 % от общей площади объекта недвижимого имущества 2886,1 кв.м. Объективных доказательств наличия в здании на момент утверждения оспариваемых нормативных правовых актов иных помещений, которые можно  отнести к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания, не представлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания объекта недвижимости с кадастровым номером *** административно-деловым центром или торговым центром не имеется.

Представленный административным ответчиком акт обследования здания по *** от 14 августа 2023 года не подтверждает правомерность включения заявленных в административном иске объектов недвижимости в оспариваемые перечни, поскольку отражает  сведения о данном здании на момент разрешения настоящего дела.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорных объектов недвижимого имущества в перечни на  2022, 2023  годы не имелось.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2022, 2023 годы и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Суд считает необходимым взыскать с административного ответчика понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины 9000 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ОБЛКООПРЕСУРС» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 11832, 19513, 19514, 19515, 19525, 19526, 19527 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующими со дня принятия пункты  11159, 19115, 19116, 19117, 19127, 19128, 19129 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ОБЛКООПРЕСУРС» в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 9000 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова