Судебный акт
Об исполнении требований гражданской обороны
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 28.09.2023 под номером 108426, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, выразившиеся в несоблюдении законодательства о гражэданской обороне, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-001781-71

Судья Денисова М.А.                                                                    Дело №33а-4000/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 мая 2023 года по делу               №2а-2112/2023, которым постановлено:

требования административного иска прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Ульяновскэлектротранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» в части непринятия должных мер к организации укрытия наибольшей работающей смены депо №1 по адресу: г.Ульяновск, ул. Радищева, д. 165.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены депо № 1 по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 165 в соответствии с п. 4.12 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2022 № 1101/пр, и п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» Чумаковой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МУП «Ульяновскэлектротранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли экономики государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 №804, МУП «Ульяновскэлектротранс» отнесено к организациям первой категории по гражданской обороне.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки в действиях МУП «Ульяновскэлектротранс» выявлены нарушения законодательства в сфере гражданской обороны.

В соответствии с журналом учета защитных сооружений гражданской обороны на балансе МУП «Ульяновскэлектротранс» ранее состояло защитное сооружение гражданской обороны (убежище А-III №18-73) по адресу: г.Ульяновск, ул. Радищева, д.165 (депо №1).

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) с инвентарным номером *** от 24.07.2018 защитное сооружение по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и фактически отсутствует, документации на него не имеется.

Проверкой установлено, что в нарушение требований п.4.13 Свода правил «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2022 №1101/пр, для работников наибольшей работающей смены МУП «Ульяновскэлектротранс», относящегося к первой категории по гражданской обороне, не создано убежище для защиты укрываемых.

Прокурор просил признать незаконным бездействие МУП «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер к организации укрытия наибольшей работающей смены депо №1 по адресу: г.Ульяновск, ул.Радищева, д.165, обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» выполнить мероприятия по организации укрытия наибольшей работающей смены депо №1 по адресу: г.Ульяновск, ул. Радищева, д.165, в соответствии с п.4.13 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2022 №1101/пр, и п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска», администрация МО «город Ульяновск».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУП «Ульяновскэлектротранс» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

Полагает, что суд ошибочно сделал вывод о необходимости создания административным ответчиком укрытия, поскольку МУП «Ульяновскэлектротранс» не является категорированным или потенциально опасным предприятием, не имеет мобилизационного задания, не отнесено к категории особой важности по гражданской обороне, в связи с чем, не обязано иметь защитные сооружения. Информация о включении в перечень потенциально опасных объектов, утвержденных Губернатором Ульяновской области, в МУП «Ульяновскэлектротранс» не представлялась. Планы создания объектов гражданской обороны до МУП «Ульяновскэлектротранс» также не доводились.

В возражениях на апелляционную жалобу МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» просит решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.1 ст.9 названного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, которым установлено следующее.

Укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения); для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения) (п. 3 Порядка).

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 7 Порядка).

Организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10 Порядка).

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 12 Порядка).

Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 (ред. от 26.06.2018) утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, пунктом 1.2 которых определено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Принятие мер по созданию объектов гражданской обороны, в том числе укрытий, направлено на исполнение требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 4.13 «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*» (утв. Приказом Минстроя России от 21.12.2022 № 1101/пр) защитные сооружения следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для защитных сооружений, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, а для иных территорий - не более 1000 м. При подвозе укрываемых автомобильным транспортом радиус сбора укрываемых в противорадиационные укрытия допускается увеличивать до 20 км.

Радиус сбора укрываемых в заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены, должен составлять не более 1000 м.

По делу установлено, что на балансе МУП «Ульяновскэлектротранс» состояло защитное сооружение гражданской обороны (убежище А-III № 18-73) по адресу: г.Ульяновск, ул. Радищева, д.165 (депо №1).

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) с инвентарным номером *** от 24.07.2018 защитное сооружение по названному адресу находилось на балансе административного ответчика, имеет номер в реестре МЧС России - ***, документация на защитное сооружение отсутствует, оно не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. По итогам инвентаризации 2014 года защитное сооружение по указанному адресу отсутствует, подвальное помещение не используется из-за сырости (том 1 л.д. 25-28). Указанные обстоятельства установлены также решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2009 по делу №А72-5558/2009 (том 1 л.д. 20-24).

В то же время до настоящего времени ЗС ГО (убежище) с инвентарным номером *** по адресу: г.Ульяновск, ул.Радищева, 165 состоит на учете защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области (том 1 л.д. 101).

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд правомерно исходил из того, что административным ответчиком МУП «Ульяновскэлектротранс», имеющим первую категорию по гражданской обороне, не создано укрытие для работников наибольшей работающей смены организации, чем нарушены требования ч.1 ст.9 Федерального закона «О гражданской бороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ, п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, а также права неопределенного круга лица на охрану жизни и здоровья.

Названные обстоятельства подтверждены результатами проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в отношении указанного предприятия 16.03.2023 (том 1 л.д. 10-19).

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для возложения на МУП «Ульяновскэлектротранс» обязанности по созданию укрытия, поскольку предприятие не является категорированным, не имеет мобилизационного задания, не отнесено к категории особой важности по гражданской обороне, в связи с чем, не обязано иметь защитные сооружения, а также о том, что в МУП «Ульяновскэлектротранс» не представлялась информация о включении в перечень потенциально опасных объектов, утвержденных Губернатором Ульяновской области, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в дело представлены сведения о присвоении МУП «Ульяновскэлектротранс» категории по гражданской обороне в соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Ульяновской области, утвержденным Губернатором Ульяновской области от 07.08.2017.

Принятое по делу решение является по существу правильным, основано на верном применении норм материального и процессуального права, надлежащей оценке представленных в дело доказательств.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023.