УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-001434-45
Судья Кузнецова
О.В.
Дело № 33-4176/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 5
сентября 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре
Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2023 года, с
учетом определения судьи того же суда от 1 июня 2023 года об исправлении
описки, по гражданскому делу №2-1950/2023, по которому постановлено:
исковые требования
Чибриковой Екатерины Владимировны к Министерству социального развития
Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
социального развития Ульяновской области включить Чибрикову Екатерину
Владимировну в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору
найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в
Ульяновской области.
Обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области после включения Чибриковой Екатерины Владимировны в список лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения
государственного жилищного фонда в Ульяновской области, обеспечить Чибрикову
Екатерину Владимировну благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на
территории муниципального образования «город Ульяновск».
В удовлетворении
исковых требований Чибриковой Екатерины Владимировны к
Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в
городе Ульяновске отказать.
Заслушав доклад
судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Чибриковой Е.В. и ее представителя
Ерофеевой Ю.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
Чибрикова Е.В. обратилась в суд с исковым
заявлением к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, Департаменту Министерства
социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерству
социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в
установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, возложении
обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить
благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору
найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала,
что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Решением комиссии Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от
24.01.2020 ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее
занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***
С данным решением не
согласна, поскольку в указанном жилом помещении она не зарегистрирована, ранее
там проживала ее мать, лишенная родительских прав, которая умерла.
Просила признать
незаконным отказ в установлении факта невозможности проживания в жилом
помещении, расположенном по адресу: ***, обязать ответчиков включить ее в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих
обеспечению жилыми помещениями, обеспечить ее благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования
«Барышский район», администрация муниципального образования «Земляничненское
сельское поселение».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в
части возложения на ответчика обязанности обеспечить Чибрикову Е.В. благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
В обоснование доводов
жалобы указано, что Чибрикова Е.В. не была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями и не обращалась в Министерство с
заявлением о предоставлении жилого помещения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями,
является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры
государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также
которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в
соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии
по социальной поддержке.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской
Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей
нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они
являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц
в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на
любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских
прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при
наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном
обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса
Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в
соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном
жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения
непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых
помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям
законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь
жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом
помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если
такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное
установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По смыслу
действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных
обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам
и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено
судом и подтверждено материалами дела, Чибрикова Е.В., 15.01.2003 года рождения,
относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 11.03.2012
мать истца – Ч*** С.В. лишена родительских прав (л.д. 41-44).
Сведения об отце Чибриковой Е.В. – Ч*** В.В. внесены в запись акта о
рождении на основании заявления матери (л.д. 52).
Постановлением главы администрации муниципального образования
«Барышский район» от 20.12.2012 № 1453-А истец была передана под опеку бабушке
- Ч*** Л.Н., с которой 20.12.2012 заключен договор о приемной семье (л.д. 29, 45-49).
С 24.02.2015 Чибрикова Е.В. имеет временную регистрацию по адресу
проживания опекуна: *** (л.д. 25, 64).
На основании постановления главы администрации муниципального
образования «Барышский район» от 28.06.2012 № 772-А за Чибриковой Е.В.
сохранено право пользования муниципальным жилым помещением, расположенным по
адресу: *** (л.д. 30).
Решением Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области от 24.01.2020 Чибриковой Е.В. отказано в
установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении,
расположенном по адресу: *** (л.д. 21).
Из акта обследования помещения межведомственной комиссией администрации
муниципального образования «Барышский район» от 19.05.2023 следует, что
вышеуказанная двухкомнатная квартира расположена в доме барачного типа
блокированной застройки. Проход к дому затруднен зарослями, перекрытия
деревянные, отопление печное, водоснабжение и электроснабжение отсутствует,
квартира не подключена к системе канализации, дом стоит на земле, фундамента
нет. В квартире длительное время никто не проживает, помещение не отапливается.
Одна из квартир дома имеет термические повреждения от пожара. Стекла в окнах частично
разбиты, обои провисли, заплесневели, в комнатах ощущается запах сырости. Полы
отсырели, местами деформировались в виде перекосов половой доски (л.д. 92).
Заключением межведомственной комиссии № 4 от 19.05.2023 указанная
квартира признана непригодной для проживания граждан относящихся к категории
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 93).
В настоящее время
Чибрикова Е.В. фактически проживает по адресу: ***, обучается в Ульяновском
педагогическом колледже № 4 (л.д. 104-106).
Согласно уведомлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от
27.01.2023 в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах
Чибриковой Е.В. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества
отсутствуют (л.д. 80).
Разрешая спор по
существу, установив, что проживание Чибриковой Е.В. в ранее занимаемом жилом
помещении невозможно, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Министерство
социального развития Ульяновской области обязанность включить истца в список
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного
жилого помещения.
В данной части
решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Исходя из наличия у Чибриковой Е.В. соответствующего статуса и права на
меры социальной поддержки, суд первой инстанции обоснованно возложил на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанность обеспечить истца благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого
помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», после включения
ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Оснований не
согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Чибрикова Е.В. не была включена
в список детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и не
обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения, с
учетом имеющегося у Чибриковой Е.В. права на обеспечение жильем, которое не
оспаривалось ответчиком, не могут являться основанием для отказа в
удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Ульяновской области от
27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по
договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в
соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями,
сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения
уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской
области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской
области.
Обжалуемое решение суда не противоречит приведенному Порядку, поскольку
обязанность по предоставлению Чибриковой Е.В. жилого помещения возложена на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области только
после включения истца в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда
первой инстанции и повлечь отмену принятого решения, апелляционная жалоба не
содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом
правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании
представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, выводы
суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и
установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену
судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела
не допущено.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда является
законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной
жалобы не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 22 мая 2023 года, с учетом определения судьи
того же суда от 1 июня 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области -
без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2023 года.