Судебный акт
Оспаривание решения призывной комиссии
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 18.09.2023 под номером 108388, 2-я гражданская, о несогласии с решением призывной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2023-000296-81

Судья Токунов Д.В.                                                                        Дело №33а-4194/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной  Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шукшина Алексея Ильича на решение Инзенского районного суда Ульяновской  области от 9 июня 2023 года по делу №2а-1-274/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Шукшина Алексея Ильича к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район», Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконным решения о призыве на военную службу оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Шукшина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

 

Шукшин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии г.Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.

В обоснование административного иска указал, что состоит на воинском учете в Военкомате г.Инза, входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. 05.04.2023 призывной комиссией в отношении него вынесено решение о призыве на военную службу. С решением призывной комиссии от 05.04.2023 он не согласен. Призывная комиссия не выдала направление на дополнительное обследование, решение вынесено без достаточных данных о состоянии здоровья. Во время призывных мероприятий он проходил медицинское освидетельствование. В ходе прохождения данных призывных мероприятий им предъявлялись жалобы на состояние здоровья: ***. Помимо жалоб он предъявлял медицинские документы: УЗИ *** от 29.09.2022 - заключение: признаки ***, консультация невролога от 05.12.2022 - *** РГ ШОП от 18.11.2022 - *** ШОП, ***

Заключение о присвоении ему категории годности Б-3, принято с нарушением норм федерального законодательства «Об основах охраны здоровья граждан», а также постановления Правительства от 04.07.2013 №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». Полагает, что его заболевание ограничивает категорию годности до показателя «В», в связи с чем в отношении него должно быть вынесено решение об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас.

Административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области от 05.04.2023 о призыве на военную службу.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Призывная комиссия Ульяновской области, Военный комиссариат г.Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военный комиссариат Ульяновской области, Военно-врачебная комиссия Инзенского района,                Военно-врачебная комиссия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шукшин А.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что вопреки выводам суда необходимость в проведении независимой военно-врачебной экспертизы отсутствовала, поскольку он основывал свои требования на нарушении порядка призывных мероприятий, невыдаче ему направления на дополнительное медицинское обследование. Отсутствие заявления на проведение военно-врачебной экспертизы не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку такая экспертиза может быть назначена по инициативе суда. Обращает внимание, что свидетель ***. подтвердила факт того, что терапевтом и офтальмологом было принято решение о признании его, Шукшина А.И., ограниченно годным к военной службе.

В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за исключением Шукшина А.И., не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.03.1998  №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.

В силу ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе (ч.2 ст.5.1).

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 11.11.2006 №663, установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

В случае невозможности дать заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Как указано в п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6 и 11 названного Положения).

В силу п.7 ст.ст.28, 35.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в досудебном порядке или в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 23.01.2018            Шукшин А.И., *** года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Инза, Инзенского и Базарносызганского районов (л.д.31).

Решением призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области от 04.04.2023 Шукшин А.И. был призван на военную службу.

При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом 2023 года, Шукшин А.И. с учетом жалоб и имеющихся медицинских документов был освидетельствован врачами-специалистами и был признан по статье ***, *** (Расписания болезней Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565) Б-3 – годным к военной службе с незначительными ограничениями, по статье *** (Расписания болезней Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 №565) Б-2 - годным к военной службе с незначительными ограничениями.

По *** весу Шукшин А.И. в весенний призыв 2022 года получил отсрочку на 6 месяцев, был направлен в стационар, где ему проведено полное обследование. Нарушений функций органов, заболеваний установлено не было.

В осенний призыв с учетом результатов обследования, проведенного весной 2022 года, с учетом отсутствия патологий и нарушений функций органов, в том числе ограничений по *** весу, Шукшину А.И.  была выставлена категория годности Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

При прохождении медицинского освидетельствования у невролога          Шукшин А.И. изъявлял жалобы на ***, после чего был осмотрен          врачом-неврологом, при визуальном осмотре нарушений и отклонений выявлено не было. Врачом также было изучено личное дело призывника. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.

Также были проверены жалобы Шукшина А.И. *** Он был осмотрен врачом-офтальмологом, были изучены материалы личного дела, результаты обследований. По итогам определена категория Б- 2 - годный к военной службе с незначительными ограничениями. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.

Жалоб на ***, а также жалоб на *** административным истцом во время медицинского освидетельствования не предъявлялось.

Кроме того, врачом-хирургом при медицинском освидетельствовании были изучены результаты УЗИ брюшной полости и почек Шукшина А.И. от 12.04.2022, согласно которым патологий не имелось, в том числе были изучены результаты анализов, сданных призывником до медицинского освидетельствования. В совокупности имеющихся медицинских документов, результатов осмотра и опроса призывника (клинической картины в целом), заболевания почек не имелось. Оснований для направления Шукшина А.М. на дополнительное обследование не имелось.

УЗИ почек от 29.09.2022 призывником при прохождении медицинского освидетельствования предъявлено не было.

Шукшину А.И. было предложено пройти консультацию у врачей военно-врачебной комиссии Ульяновской области, был назначен день консультации, на которую призывник не явился.

Допрошенная судом первой инстанции врач *** пояснила, что на момент проведения комиссии истец был признан годным к военной службе с ограничениями. Ранее призывнику предоставлялась отсрочка в связи с *** весом. Кроме жалоб на пониженный ***, иных жалоб истец не предъявлял. В связи с этим ею, как терапевтом и офтальмологом было принято решение о признании Шукшина А.И. ограниченно годным к военной службе. Иных медицинских документов истец не предъявлял.

Установив вышеприведенные обстоятельства, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, само по себе наличие у административного истца тех заболеваний, на которые он указывает в административном иске, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения его от срочной службы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, порядок принятия оспариваемого решения и прохождения призывником медицинского освидетельствования в рамках мероприятий по призыву не нарушен.

Согласно п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

В соответствии с пп.32 Приложения №3 к Приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 №240/168 призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы).

Согласно п.2 ст.25, п.6 ст.61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утв.Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утв.Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №574.

В соответствии с п.п.7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

Само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для освобождения гражданина от прохождения военной службы. Имеющееся заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятия решения о призыве.

Между тем, согласно материалам дела, по результатам медицинского освидетельствования с учетом представленных административным истцом документов врачами-специалистами у него не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, позволяющих признать административного истца не годным к военной службе.

Шукшиным А.И. заявление в призывную комиссию о несогласии с результатами медицинского освидетельствования, либо с решением призывной комиссии от 04.04.2023 не подавалось. Бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, суду не представлено.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии сомнений в законности решения призывной комиссии от 04.04.2023.

При разрешении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую оценку.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нормы материального и процессуального права применены судом верно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шукшина Алексея Ильича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023