Судебный акт
Оспаривание решения военного комиссара
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 20.09.2023 под номером 108385, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-001928-53

Судья Усова В.Е.                                                                            Дело №33а-4138/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сальникова Дмитрия Александровича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 мая 2023 года по делу №2а-1786/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Сальникова Дмитрия Александровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», военному комиссару Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области, Призывной комиссии по мобилизации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета и возложении обязанности перевести в отставку и снять с воинского учета -  отказать. 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Сальников Д.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссару Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета, возложении обязанности перевести в отставку и снять с воинского учета.

В обоснование требований указано, что 19.03.2023 административный истец обратился с письменным заявлением к военному комиссару Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области, в котором просил перевести его в отставку и снять с воинского учета.

03.04.2023 он получил письменный отказ в удовлетворении его требований. В качестве причины отказа было указано, что в настоящее время заседания призывной комиссии по мобилизации не проводятся. Полагает данный отказ незаконным и нарушающим его права на перевод в отставку и снятие с воинского учета.

В силу ч.3 ст.53 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Сальников Д.А. признан в установленном законом порядке негодным к военной службе, о чем свидетельствует Форма № 8 -  Карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе.

Просил признать незаконным отказ военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области от 03.04.2023 в снятии его с воинского учета; обязать военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области перевести Сальникова Д.А. в отставку и снять с воинского учета.  

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывная комиссия по мобилизации муниципального образования «город Ульяновск».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сальников Д.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что призывная комиссия по мобилизации не уполномочена принимать решения в отношении лиц, состоящих на воинском учете, по снятию их с воинского учета при признании негодными к военной службе по состоянию здоровья. Кроме того, обжалуемый отказ не содержит ссылку на нормативно-правовой акт, регламентирующий снятие гражданина с воинского учета.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено                           ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного Кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (п.1 ч.9, ч.11).

Из содержания ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) административных ответчиков могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Сальников Д.А. 01.11.2022 обратился с письменным заявлением в Военный комиссариат Заволжского района г.Ульяновска, в котором просил направить его на медицинское освидетельствование на предмет признании его негодным к военной службе с целью снятия с воинского учета в связи с ухудшением состояния его здоровья.

19.12.2022 Военным комиссаром Заволжского района г.Ульяновска Ульяновской области Сальникову Д.А. было выдано направление в Военно-врачебную комиссию Ульяновской области для прохождения медицинского освидетельствования с целью установления категории годности к военной службе (в учетных целях).

Согласно Карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (форма № 8), на основании заключения врача-терапевта Сальникову Д.А. присвоена категория «Д» и он признан негодным к военной службе.

Полагая, что данное заключение является основанием для снятия Сальникова Д.А. с воинского учета, 19.03.2023 истец обратился с письменным заявлением к военному комиссару Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области, в котором просил перевести его в отставку и снять с воинского учета.

03.04.2023 административным истцом получен письменный отказ, не согласившись с которым, Сальников Д.А. обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения требований, поскольку факт нарушения административными ответчиками прав Сальникова Д.А. не установлен, кроме того, представленные истцом доказательства не свидетельствуют о соблюдении порядка медицинского освидетельствования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 28.03.1998       № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Согласно пункту 4 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). Порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктами 76,77 Положения о военно-врачебной экспертизе обследование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, призываемых на военные сборы по линии Вооруженных Сил, осуществляется медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. До начала освидетельствования указанные граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое.

Лицам старше 40 лет проводятся исследование уровня глюкозы в крови, измерение внутриглазного давления, электрокардиография с физическими упражнениями.

Освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил в целях определения категории годности к военной службе и иных целях, предусмотренных абзацем третьим пункта 78 настоящего Положения проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе  военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Формы документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимые для деятельности военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий), правила их заполнения, а также порядок оформления заключений военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (пункт 5).

Приказом Министра обороны РФ от 18.01.2021 № 21 «Об определении форм документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, созданных в Вооруженных Силах Российской Федерации» утверждена Форма № 8 «Карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе».

Данная Карта должна содержать результаты медицинского обследования, а также  результаты медицинского освидетельствования, подписанные следующими врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом и при необходимости врачами других специальностей.

Кроме того, заключение военно-врачебной комиссии должно быть подписано председателем комиссии и содержать ссылку на протокол заседания данной комиссии.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, представленной Сальниковым Д.А., отсутствуют как результаты медицинского обследования, так и результаты медицинского освидетельствования, подписанные врачами-специалистами, перечисленными в данной Карте, за исключением заключения врача-терапевта. Кроме того, в Карте не содержатся ссылки на протокол заседания военно-врачебной комиссии.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении порядка медицинского освидетельствования, дав верную оценку представленной истцом карте медицинского освидетельствования.

Кроме того, как установлено судом, Сальников Д.А. в команду по мобилизации не предназначен, в списках граждан, подлежащих мобилизации, не значится. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца.

Не установив необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вопреки доводам жалобы, в силу части 3 статьи 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сальникова Дмитрия Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                                   Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023.