Судебный акт
Возмещение расходов на приобретение льготных лекарственных препаратов
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 28.09.2023 под номером 108381, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                  73RS0013-01-2023-001497-93

Дело № 33-4216/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 июня 2023 года по гражданскому делу № 2-1272/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Журавлева Валерия Алексеевича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева Валерия Александровича (СНИЛС ***) денежные средства в размере 15 308 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов *** по рецептам врача от 05.01.2023, 31.01.2023, 06.02.2023 и 06.03.2023; компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., всего взыскать 20 308 руб. (двадцать тысяч триста восемь рублей).

В остальной части иска прокурору г.Димитровграда в интересах Журавлева В.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурору г.Димитровграда, действующему в интересах Журавлева В.А. к ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах инвалида *** группы Журавлева В.А., обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУ ФНКЦ МРО ФМБА России), Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к своевременному оформлению рецептов, возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что Журавлев В.А., ***1950 года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Лечащим врачом истцу были выписаны льготные рецепты от 05.01.2023, 31.01.2023, 06.02.2023 и 06.03.2023 на бесплатное получение лекарственных препаратов ***. В связи с отсутствием данных лекарственных средств в аптечных пунктах города Димитровграда, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов, в январе-марте 2023 года Журавлев В.А. приобретал указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства, потратив 15 308 руб.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать ФГБУ ФНКЦ МРО ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные препараты *** в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева В.А. денежные средства в сумме 15 308 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно выписке из Региональной медицинской информационной системы рецепт от 31.01.2023 был обеспечен. В свою очередь с целью обеспечения истца льготными медицинскими изделиями Министерством проводились все необходимые и возможные мероприятия по организации закупок в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе. Обращают внимание, что лекарственные препараты «*** не включены ни в один льготный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий на законодательном уровне. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Соответственно, закупка данных лекарственных средств, а также компенсация потраченных истцом денежных средств приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и повлечет привлечение должностных лиц к административной ответственности. Кроме того Министерство считает сумму взысканной судом компенсации морального вреда необоснованно завышенной, поскольку истцом не представлено исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые явились следствием бездействия Министерства, наличия причинно-следственно связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, а также медицинского обоснования невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Журавлев В.А., ***1950 года рождения, является инвалидом *** группы, по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается копией справки серии *** № *** от 13.11.2013 (л.д. 38).

В июле 2022 года истец госпитализирован в ФГБУ «***» для проведения коронарографии и определения дальнейшей тактики лечения.

Согласно выписному эпикризу ФГБУ «***» Журавлеву В.А. рекомендовано медикаментозное лечение в том числе: *** (л.д. 32-35).

Протоколом врачебной комиссии от 4 августа 2022 года № *** ФГБУ ФНКЦ МРО ФМБА России рассмотрен вопрос относительно индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов Журавлевым В.А., принято решение об обеспечении его лекарственными препаратами на основании Выписного эпикриза из ФГБУ «***» - *** (л.д. 97-99).

Выпиской из протокола врачебной комиссии от 17 марта 2023 года № *** подтверждена нуждаемость Журавлева В.А. в получении оригинальных препаратов *** (л.д. 41).

Из дела также следует, что лечащим врачом Журавлеву В.А. были выписаны льготные рецепты: от 05.01.2023 на получение лекарственных препаратов ***.

Прокурор, ссылаясь на то, что в связи с необеспечением Журавлева В.А. необходимыми ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами, он был вынужден приобретать их самостоятельно, и понес расходы, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п. 2); на основе клинических рекомендаций (п. 3); с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 4).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 того же закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (в редакции от 24.12.2022 № 4173-р), лекарственные препараты ***, внесены в указанный перечень, и истец на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Лекарственные препараты *** в указанный перечень не включены, однако были назначены Журавлеву В.А. заключением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив, что Журавлев В.А. не был обеспечен лекарственными препаратами, рекомендованными ему врачебной комиссией, часть из которых включена в соответствующий Перечень, и приобрел их самостоятельно, суд пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, денежных средств, затраченных инвалидом на самостоятельное приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Утверждения в жалобе о невозможности закупки лекарственных препаратов, не включенных в льготные перечни, несостоятельны, так как такие лекарственные  назначены истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии.

Доводы жалобы о том, что истец отказался от получения имеющихся в наличии аналогов лекарственных препаратов, а отдельные рецепты были приняты на отсроченное обслуживание, судебной коллегией отклоняются.

Согласно ответу ФГБУ ФНКЦ МРО ФМБА России Журавлев В.А. нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов: ***, замена на аналоги невозможна (л.д. 75).

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что истец был обеспечен лекарственным препаратом *** по рецепту от 31.01.2023, подлинник указанного рецепта был представлен Журавлевым В.А. в материалы дела, что подтверждает доводы иска о том, что выдача лекарственных препаратов по это рецепту до настоящего времени не произведена.

Верно установив тот факт, что не обеспечение Журавлева В.А. полагающимися ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами произошло по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Журавлева В.А. полагающимися ему лекарственными препаратами существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, снизив ее размер до 5000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023