Судебный акт
Возмещении расходов на приобретение медицинских изделий
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 28.09.2023 под номером 108379, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шабинская Е.А.                                                 73RS0001-01-2023-002183-29

Дело № 33-4237/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2023 года по гражданскому делу № 2-2428/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Валеевой Марины Рамилевны и несовершеннолетней Т*** М*** А***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Валеевой Марины Рамилевны денежную сумму в размере 77 664 руб. в счёт возмещения расходов на приобретение для Т*** М*** А*** за период с 28.02.2022 по 11.12.2022 *** ***.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Т*** М.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов.

В обоснование требований указано, что Тиськова М.А. является ребёнком-инвалидом, диагноз: ***, нуждается в постоянном контроле гликемии. Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» №*** от 03.03.2022 принято решение о нуждаемости Т*** М.А. в применении системы непрерывного мониторинга глюкоза ***. Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 21.04.2022 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечивать Т*** М.А. ***, которыми она до настоящего времени не обеспечивается, в связи с чем вынуждена приобретать их самостоятельно.

С учетом изложенного, прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя Т*** М.А. – Валеевой М.Р. денежные средства в размере 77 664 руб., затраченные на приобретение *** для несовершеннолетней дочери Т*** М.А. за период с 28.02.2022 по 11.12.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрена. Использование систем непрерывного мониторинга глюкозы не исключает применение глюкометра и тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови. Ссылаясь на судебную практику, отмечает, что система непрерывного мониторинга глюкозы может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменяет тест-полоски и не является жизненно важной. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет.

В возражениях на апелляционную жалобу Валеева М.Р. просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Т*** М.А., ***2011 года рождения, является ребёнком-инвалидом, страдает ***.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» №*** от 03.03.2022 установлена нуждаемость Т*** М.А. в постоянном использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы  ***, а именно из расчёта 1 сенсор на 14 дней ежемесячно (л.д. 17).

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21.04.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06.09.2022 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность бесплатно обеспечивать Т*** М.А., ***.2011 года рождения, на основании выписанных рецептов системой непрерывного мониторирования гликемии FreeStylе Libre (Flash-мониторинг) в количестве, рекомендованном уполномоченной организацией (л.д. 69-77).

Прокурор, ссылаясь на то, что в связи с необеспечением Т*** М.Р. необходимыми ей по жизненным показаниям медицинскими изделиями, ее законные представители были вынуждены приобретать их самостоятельно, и понесли расходы, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п. 2); на основе клинических рекомендаций (п. 3); с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 4).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 того же закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и порядки формирования таких перечней.

Вопреки доводам апелляционной жалобы система непрерывного мониторирования гликемии *** была назначена Т*** М.Р. заключением врачебной комиссии по жизненным показаниям. Нуждаемость истца по жизненным оказаниям в применении указанной системы контроля уровня глюкозы в крови установлена также вступившим в законную силу решение Заволсжкого районного суда г. Ульяновска от 21.04.2022.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив, что Т*** М.Р. не была обеспечена медицинскими изделиями, рекомендованными ей врачебной комиссией, и приобрела их самостоятельно, суд пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, денежных средств, затраченных инвалидом на самостоятельное приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Утверждения в жалобе о невозможности закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, не включенных в льготные перечни, несостоятельны, так как такие эти медицинские изделия назначены истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023