Судебный акт
Взыскание неустойки
Документ от 29.08.2023, опубликован на сайте 14.09.2023 под номером 108376, 2-я гражданская, о взыскании неустойки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2023-000174-06

Судья Лобина Н.В.                                                                               Дело № 33-3981/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 29 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,   

судей  Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Филипповой Марины Александровны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года по делу № 2-1-225/2023, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Филипповой Марины Александровны, действующей в интересах несовершеннолетних ***, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании неустойки за нарушение сроков выплаты пособия, штрафа за неудовлетворение требований потребителя отказать в полном объеме.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Филипповой М.А., ее представителя Борисова Д.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

установила:

 

Филиппова М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по Ульяновской области) о взыскании неустойки за нарушение сроков выплаты пособия, штрафа за неудовлетворение требований потребителя.  В обоснование иска указала, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 27.07.2022 были оставлены без удовлетворения ее требования об оспаривании решения ответчика об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, в связи с чем она была вынуждена обратиться в апелляционную инстанцию, которая вынесла решение в ее пользу. Пенсионный фонд России образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является финансово-кредитным учреждением, то есть оказывает финансовые услуги. Судом было установлено, что ответчик нарушил Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 175, соответственно, не выполнил возложенную на него финансовую услугу по выплате пособий в течение девяти месяцев, следовательно, размер неустойки составит 435 734,10 руб. в отношении двоих детей. Просила взыскать с ОСФ РФ по Ульяновской области неустойку за нарушение сроков выплаты пособий в сумме 435 734,10 руб., а также штраф в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Филиппова М.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам иска. Настаивает на том, что поскольку Фонд является финансово-кредитным учреждением, он оказывает финансовые услуги и его деятельность регулируется Законом «О защите прав потребителей». По мнению автора жалобы, суд формально сослался на нормы закона, но по сути их не применил, а также не учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В возражениях на жалобу ОСФ РФ по Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25.11.2022 было отменено решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27.07.2022; на государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (ответчика по делу) возложена обязанность назначить Филипповой М.А. ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от восьми до семнадцати лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2022 за № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» в отношении ***2012 года рождения, ***2007 года рождения, по обращению от 04.05.2022. 

При этом судом апелляционной инстанции было установлено, что в мае 2022 года Филиппова М.А. обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении денежных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей». Решением ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области от 17.05.2022 Филипповой М.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. В ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции было установлено, что среднедушевой доход семьи Филипповой М.А. ниже прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области, в связи с чем на ответчика была возложена обязанность назначить Филипповой М.А. ежемесячную денежную выплату на детей.

Филиппова М.А., полагая, что поскольку ОСФ РФ по Ульяновской области неправомерно не назначил ей пособие на детей, она имеет право на взыскание с ответчика неустойки в связи с нарушением ее прав как потребителя услуги, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указано, что данный регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора (подп. «г»); под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.) (подп. «д»).

В п. 8 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.

Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Из материалов дела следует, что ежемесячная денежная выплата на детей была установлена Филипповой М.А. на основании Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» на период с 01.04.2022 по 30.04.2022.

Статьей 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» установлено, что Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

Фонд в соответствии с указанным Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими вопросы обязательного социального страхования, является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки) (ч. 5 ст. 2).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд осуществляет назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации предоставляет государственные, а не финансовые услуги.

Фонд не является организацией, производящей товары для реализации потребителям, выполняющей работы или оказывающкй услуги потребителям по возмездному договору или реализующей товары потребителям по договору купли-продажи.

Несвоевременное предоставление государственной услуги о назначении пособия на детей не нарушает права истца, как потребителя, поскольку государственные услуги не относятся к отношениям, возникшим между потребителем и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товара (выполнение работ, оказание услуг). Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, когда за предоставление государственных и муниципальных услуг взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Руководствуясь приведенными выше нормами закона и разъяснений, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика в пользу истца неустойки.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в иске.

Кроме того, как следует из материалов дела, сведения, на основании которых был сделан вывод об уровне доходов семьи истца, были представлены в суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора по иску Филипповой М.А. о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на детей.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филипповой Марины Александровны – без удовлетворения.              

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  31.08.2023.