УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0011-01-2023-000171-42
Судья Копылов
И.Н.
Дело № 33-3884/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Болмашновой
А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда
Ульяновской области от 25 мая 2023 года, по гражданскому делу №2-1-191/2023,
по которому постановлено:
исковые требования Лазаревой
Ольги Александровны удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
включить в страховой стаж Лазаревой Ольги Александровны период ее работы в
должности медицинской сестры гинекологического отделения *** с 01.11.1999 по
19.01.2001 из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения до перерыва в судебном заседании
Лазаревой О.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лазарева О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее ОСФР по Ульяновской области) о включении периода работы в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости.
Требования мотивировала тем, что в апреле 2021 года
обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.
Решением пенсионного органа ей отказано в назначении страховой пенсии по старости
ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. С данным
решением не согласна, поскольку период работы с 29.03.1999 по 31.10.1999 и с
01.11.1999 по 19.01.2001 исчислены неверно. В период с 29.03.1999 по 31.10.1999
она работала в сельской местности в должности медицинской сестры
гинекологического отделения *** и считает, что данный период должен включаться
в стаж в льготном исчислении, с применением двух коэффициентов (1 год и 3
месяца за 1 год работы +1 год 6 месяцев за 1 год работы). В период с 01.11.1999
по 19.01.2001 работала в должности медицинской сестры гинекологического
отделения *** и наряду с выполнением обязанностей палатной медсестры
участвовала в проведении операций. Данный период должен быть исчислен из
расчета 1 год и 6 месяцев за один год работы, как работа среднего медицинского
персонала отделения хирургического профиля стационара.
Просила суд возложить на ОСФР по Ульяновской области
обязанность включить период ее работы в должности медицинской сестры
гинекологического отделения *** с 29.03.1999 по 31.10.1999 из расчета один год
работы за 1 год 9 месяцев, период ее работы в должности медицинской сестры
гинекологического отделения *** с 01.11.1999 по 19.01.2001 из расчета один год
работы за один год и 6 месяцев.
Определением суда от 25 мая 2023 года
прекращено производство по делу в части исковых требований Лазаревой О.А. к ОСФР
по Ульяновской области о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности
включить период ее работы в должности медицинской сестры гинекологического
отделения *** с 29.03.1999 по 31.10.1999 из расчета один год работы за 1 год 9
месяцев.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывают, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает,
что для включения периодов работы истца с 01.11.1999 по 19.01.2001 в
специальный стаж в льготном порядке необходимо, что бы в указанный период истец
работала в отделении хирургического профиля в должности операционной
медицинской сестры. Указывает, что с 01.11.1999 льготное исчисление стажа
связывается не с любой работой, а лишь с той, при выполнении которой организм
работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов.
Считает, что из представленных суду доказательств не усматривается, что истец
работала в таковых условиях в гинекологическом отделении в должности
операционной медицинской сестры. Согласно записи в её трудовой книжке в спорный
период она работала в должности медицинской сестры гинекологического отделения ***.
В выписке из индивидуального лицевого счета спорный период работы, не отражен
как период работы, подлежащий льготному исчислению. Сведения индивидуального
(персонифицированного) учета работодателем представлены, как период работы в
должности медицинской сестры гинекологического отделения без хирургической
работы. Не подтверждают требуемые условия и интенсивность работы и журналы
регистрации операций гинекологического отделения. Считает, что у суда
отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения
суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств,
имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции
обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или
неправильное применение норм материального права или норм процессуального
права.
Такие
нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с
чем, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лазарева О.А., *** года рождения, 22.04.2021
обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013
№400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения.
Решением
пенсионного органа №*** от 19.06.2021 Лазаревой О.А. в назначении досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального
закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано в связи с
отсутствием требуемого специального стажа.
По
сведениям ответчика на дату обращения
22.04.2021 у истицы имеется требуемая величина индивидуального пенсионного
коэффициента, продолжительность специального стажа составила – 22 года 6
месяцев 19 дней, при требуемом не менее 25 лет (л.д.9-12).
Не
согласившись с данным отказом пенсионного органа, истица обратилась в суд с
настоящим иском.
Удовлетворяя
требования истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год
работы за один год шесть месяцев) период работы Лазаревой О.А. в должности
медицинской сестры гинекологического отделения *** с 01.11.1999 по 19.01.2001, суд исходил из
того, что истица осуществляла хирургическую деятельность, в подтверждение чего
сослался на журнал регистрации операций гинекологического отделения в малой
операционной.
Однако
с такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они
постановлены с нарушением норм материального права, регулирующих спорные
правоотношения, выводы суда, положенные в основу решения об удовлетворении исковых
требований в обжалуемой части, не соответствуют установленным по делу
обстоятельствам.
Статьей 39
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и иных случаях, установленных законом.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии регулируется Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №
400-ФЗ).
Согласно
ч. 1 ст. 8
Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица,
достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом
положений, предусмотренных приложением 6
к настоящему Федеральному закону).
В
соответствии с п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения
не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30
лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в
городах, независимо от их возраста.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации (ч. 2 ст. 30
Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно
ч. ч. 3,
4 ст. 30
указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных
периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения
данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона,
могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных
законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения
данной работы (деятельности).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 утверждены Списки
работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по
старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на
досрочное пенсионное обеспечение.
В
соответствии с подпунктом
«н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16
июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения применяются, в том числе:
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (Список от
29.10.2002) и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее -
Правила от 29.10.2002);
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список
профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно
эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране
здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 №464 – для исчисления
периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992
года по 31 октября 1999 года
включительно.
Спорный
период работы истицы с 01.11.1999 по 19.01.2001 в должности медицинской сестры
гинекологического отделения *** имел место в период действия постановления
Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.
Перечнем
структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, клиник высших
медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций,
медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала,
работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 предусмотрена
возможность льготного исчисления
специального медицинского стажа лишь операционным медицинским сестрам, включая
старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и
муниципальных учреждений, где предусмотрено и гинекологическое отделение.
Как
следует из трудовой книжки истицы 29.03.1999 она была принята в *** на
должность медицинской сестры гинекологического отделения временно, на время
декретного отпуска основного работника, 19.01.2001 уволена с истечением срока
временной работы, 15.03.2001 принята в *** на должность медицинской сестры
палаты интенсивной терапии и реанимации временно (л.д.15-18).
Лазарева
О.А. претендует на включение спорного периода (с 01.11.1999 по 19.01.2001) в
стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, между
тем по материалам дела и представленным доказательствам таких правовых
оснований не установлено.
Как
следует из решения пенсионного органа
спорный период работы истицы с 01.11.1999 по 19.01.2001 (01-02-19) в
должности медицинской сестры гинекологического отделения *** включен в
календарном исчислении 1 год работы за 1 год работы, поскольку должность и
учреждение предусмотрены Списком от 29.10.2002 №781 (л.д.11).
Разрешая требования о включении
периода работы истицы в должности медицинской сестры гинекологического
отделения *** с 01.11.1999 по 19.01.2001 из расчета один год работы за один год
и 6 месяцев, и придя к выводу о наличии оснований для их включения в
специальный стаж в льготном исчислении, суд исходил из доказанности
осуществления Лазаревой О.А. хирургической деятельности.
Однако,
придя к такому выводу, суд не дал надлежащей оценки, сведениям, содержащимся в
трудовой книжке истицы, приказе о приеме ее на работу, из которых следует, что
она работала в гинекологическом
отделении *** в должности медицинской сестры, что также следует из справки,
выданной лечебным учреждением (л.д.22, 54).
Согласно
выписке из индивидуального лицевого счета Лазаревой О.А. работодатель относил
указанный период к льготному стажу, при этом указывал код льготы,
предполагающий исчисление стажа в календарном, а не льготном порядке. В
календарном порядке спорный период работы истицы, ответчиком зачтен в льготный
стаж в бесспорном порядке.
Как
следует из ответа главного врача *** на
запрос судебной коллегии, приказы о возложении на истицу обязанностей
операционной медицинской сестры не оформлялись, истица периодически выполняла
работу в малой операционной гинекологического отделения в случае поступления
больных.
Выделение законодателем определенных
категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего
ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке
обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными
психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной
деятельности, осуществляемой на постоянной основе.
К таким медицинским работникам законодатель
относит средний медицинский персонал, отделений хирургического профиля
(гинекологические, родовые (родильные)), а именно операционные медицинские
сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры
перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматическом,
травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным
туберкулезом. Перечень должностей Списков №1066 и №781 является исчерпывающим и
расширительному толкованию не подлежит.
Между тем, должность медицинской сестры
гинекологического отделения не поименована в п. 1
Перечня должностей среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения,
работа в которых в течение года засчитывается за 1 год и 6 месяцев, содержащегося
в правилах от 29.10.2002 № 781, а также в п. 1
Перечня, содержащегося в Правилах от 22.09.1999 № 1066.
Отказывая в удовлетворении требований истицы о включении в льготный
период работы в должности медицинской сестры гинекологического отделения
Майнской центральной районной больницы с 01.11.1999 по 19.01.2001 из расчета
один год работы за один год и 6 месяцев, судебная коллегия с
учетом названия должности истицы - медицинская сестра, а также должностной
инструкции, которой не предусмотрено участие ее в хирургических операциях,
исходит из того, что данный период работы не может быть засчитан как год работы
за 1 год и шесть месяцев.
Доказательств
тому, что Лазарева О.А. работала операционной медицинской сестрой, в деле не
имеется. Ссылку на журнал регистрации оперативных вмешательств в малой
операционной, который по мнению истицы, подтверждает ее участие в проведении
операций, судебная коллегия находит несостоятельной, в данном журнале указаны
только фамилии врачей, проводивших
оперативные вмешательства, фамилии медицинских сестер не указаны (л.д.19-21,
65-66).
Ссылка на показания
свидетеля Ю*** И.И., которая *** в *** и является свидетелем выполняемых Лазаревой
О.А. видов работ, влияющих на право назначения пенсии в льготном исчислении, не
может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку
согласно пункту 3
статьи 13 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункту 3
статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, а также
разъяснений пункта 15
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012
года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав
граждан на трудовые пенсии», характер работы показаниями свидетелей не
подтверждается.
Кроме того, из пояснений свидетеля Ю*** И.И. следует, что
истица ассистировала на малых гинекологических операциях, эта работа имела не
постоянный характер, поскольку медицинские сестры дежурят день через три.
Таким образом, эпизодическое привлечение истицы к участию
в операциях, не свидетельствует об исполнении ею обязанности в должности,
предусмотренной Списком, на условиях полной занятости.
Согласно
части 1
статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как
на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
Обязанность
по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с льготными
условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина,
претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный
орган, между тем бесспорных, достаточных доказательств истицей не представлено.
Таким
образом, решение суда о возложении на ответчика обязанности включить в стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы
Лазаревой О.А. в должности медицинской сестры гинекологического отделения в
льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев подлежит
отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Майнского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2023 года отменить.
Принять
новое решение.
В
удовлетворения требований Лазаревой Ольги Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении в страховой
стаж Лазаревой Ольги Александровны периода ее работы в должности медицинской
сестры гинекологического отделения *** с 01.11.1999 по 19.01.2001 из расчета
один год работы за один год и 6 месяцев отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Майнский районный суд
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 1 сентября 2023 года.