Судебный акт
О понуждении к выполнению работ по содержанию дороги местного значения
Документ от 05.09.2023, опубликован на сайте 13.09.2023 под номером 108302, 2-я гражданская, обязать провести профилактику щебеночного дорожного покрытия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-02-2023-000134-22

Судья Зинин А.Н.                                                                           Дело №33а-4049/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 июня 2023 года по делу №2а-2-115/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, о признании незаконным бездействия и об обязании провести восстановление дорожного покрытия проезжей части, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по неорганизации проведения работ по содержанию автомобильной дороги по ул.Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с щебеночным покрытием расположенной по ул.Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области с добавлением щебня с расходом до 300 м3 на 1 километр в соответствием с пп. «з» п.2 ст.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России №402 от 16.11.2012.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области – Горячкиной Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, с уточненным в ходе судебного заседания административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия и об обязании провести восстановление дорожного покрытия проезжей части.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной проверки деятельности должностных лиц администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области вскрыты факты игнорирования законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги общего пользования в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области. Установлено, что в нарушении требований пп.«з» п.2 ст.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 по ул.Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области, отсутствует профилировка щебеночного дорожного покрытия.

Прокурор просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по неорганизации проведения работ по содержанию автомобильной дороги по ул. Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части проезжей части дороги с щебеночным покрытием, расположенной по вышеуказанному адресу, с добавлением щебня с расходом до 300 м3 на 1 километр в соответствием с пп. «з» п.2 ст.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России № 402 от 16.11.2012.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на проведенные администрацией в добровольном порядке работы по содержанию спорной автомобильной дороги, отсутствие доказательств необходимости проведения мероприятий по содержанию автомобильной дороги с добавлением щебня расходом до 300 м3 на 1 километр в соответствии с приведенной прокуратурой Классификацией. Обращает внимание, что в бюджете МО «Тереньгульский район» Ульяновской области на 2023 год не заложены денежные средства на проведение мероприятий по ремонту и содержанию дороги по ул. Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района Ульяновской области с применением дополнительных материалов. В связи с указанным обстоятельством возможность исполнения решения суда в 2023 году у административного ответчика отсутствует.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципальных районов, городских округов относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Автомобильная дорога в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения искусственные дорожные сооружения производственные объекты, элементы автомобильных дорог.

В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль; скоростная дорога; дорога обычного типа (не скоростная дорога).

Согласно Уставу муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, к вопросам местного значения решаемым органами местного самоуправления на территории сельских поселений входящих в состав Тереньгульского района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.(пп.2 п.1 ст.13.1; пп.2 п.1.2 п.74 ст.43 Устава)

Администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области согласно Уставу является испонительно-распорядительным органом местного самоуправления Тереньгульского района, так же является непосредственным участником бюджетного процесса и участвует в формировании и исполнении местного бюджета, то есть может повлиять на определение объема бюджетного финансирования, на изменение целевого назначения заложенных в бюджет денежных средств.(пп1,2,3 п.1 ст.13, пп.1,2 ст.41 Устава)

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» от 15.12.2022 № 705 в перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования                                       МО «Тереньгульский район» внесена дорога расположенная в Подкуровском сельском поселении в п. Леоновский Тереньгульского района, ул.Нагорная, протяженность 0,7 км. Данная дорога является дорогой обычного типа, пятой категории.

В летний период 2022 года силами ООО «Газпром газораспределение» были проведены работы по укладке газовых труб вдоль дороги по ул.Нагорная в п.Леоновский Тереньгульского района. Проводилась укладка газопровода открытым способом, в том числе при пересечении с внутри поселковыми дорогами. После завершения земляных работ предусмотрено восстановить дороги до первоначального состояния. По состоянию на 18.07.2022 восстановление дорожного покрытия завершено.

В ходе проведенной 13.04.2023 проверки старшим инспектором ДПС отделения ГИБДД МО МВД России «Сенгилеевский» Соляновым Д.С. совместно с помощником прокурора Тереньгульского района Ульяновской области выявлены дефекты участка автомобильной дороги расположенной в Тереньгульском районе Ульяновской области, Подкуровское сельское поселение в п.Леоновский ул.Нагорная,  что зафиксировано в акте осмотра от 13.04.2023: отсутствие профилировки щебеночного покрытия дорожного полотна (л.д.8-9).

24.05.2023 в ходе проверки, проведенной года старшим инспектором ДПС отделения ГИБДД МО МВД России «Сенгилеевский» Соляновым Д.С., совместно с помощником прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, выявлены дефекты участка автомобильной дороги расположенной в Тереньгульском районе Ульяновской области, Подкуровское сельское поселение в п.Леоновский ул.Нагорная: дефекты полотна в виде просадки и выбоин длинной от 0,50 м до       1,0 м, глубиной от 6 см до 12 см, площадью от 0,45 кв.м до 0,90 кв.м, что указывает на прогрессирующее ухудшение проезжей части дороги.

График и (или) план работ по содержанию автомобильной дороги в п.Леоновский ул. Нагорная администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не разработан.

В рамках мероприятий по содержанию автомобильных дорог заключен договор на выполнение работ по выравниванию профиля дороги грейдированием дороги в п. Леоновский ул. Нагорная.

В результате выполненных 26.05.2023 работ был восстановлен поперечный профиль и ровность проезжей части дороги без добавления новых материалов (щебня). Недостатки, выявленные сотрудниками ГИБДД и представителем прокуратуры, указанные в акте от 24.05.2023, устранены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, в том числе показаниям свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска прокурора.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что после проведения работ по укладке газовых труб ООО «Газпром газораспределение» поверхность щебеночной дороги была повреждена и должным образом не восстановлена. При этом восстановленная горизонтальная поверхность дороги не препятствует размыванию дороги и выходу её из строя в процессе эксплуатации, поскольку проведенные без дополнительного добавления щебня восстановительные работы не устраняют в полном объеме причин, не позволяющих нормально эксплуатировать дорогу круглогодично. Проявляющиеся после проведения вышеуказанных работ дефекты дороги свидетельствуют о том, что она эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Для решения проблемы необходимо провести восстановление поверхности дороги с расходом щебня до 300 м3 на 1 километр в соответствием с пп. «з» п.2 ст.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России № 402 от 16.11.2012.

Непринятие администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области необходимых мер по надлежащему состоянию дороги влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорная дорога надлежащим образом не восстановлена. Согласно показаниям свидетелей Булина А.А. и Полюшкова А.С. (главного эксперта дорожного хозяйства отдела технического надзора автодорог и искусственных сооружений ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») в  осенне-весенний период её сильно размывает и делает трудно проходимой, а в связи с наличием уклона автомобили, в том числе экстренных служб, не могут проехать вверх из-за размытой глины, существует опасность опрокидывания автомобиля и причинения вреда здоровью человеку. При профилировке поверхности дороги с добавлением щебня не позволит в дальнейшем потерять проезжающему транспорту сцепление с дорогой.

Доводы о недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного решения, а также отсутствии финансирования, не являются основаниями для отмены правильного решения суда в апелляционном порядке.

Административный ответчик не лишен права  при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта, обратиться в суд с заявлением о представлении отсрочки, рассрочки его исполнения.

Таким образом, принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                            16 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2023