Судебный акт
О понуждении принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности граждан
Документ от 05.09.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 108293, 2-я гражданская, о понуждении принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности граждан, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2023-000263-11

Судья Трубачева И.Г.                                                                    Дело № 33а-3887/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              5 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области  от 18 мая  2023 года по делу № 2а-1-269/2023, по которому постановлено:      

административные исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания Муниципального учреждения культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения, расположенного по адресу: ***, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ).

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения в течение месяца с момента поступления финансирования из Муниципального учреждения «Администрация  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области оборудовать здание, расположенное по адресу: ***, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ).

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному учреждению культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения о принятии мер к обеспечению антитеррористической защищенности населения.

В обоснование административного иска указал, что согласно проведенной прокуратурой проверки соблюдения МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения требований законодательства о противодействии терроризму, выявлены нарушения закона.

Согласно представленной 22.03.2023 администрацией муниципального образования «Ульяновский район» информации МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения по результатам проведенного обследования установлена 2 категория опасности.

В ходе проверки установлено, что в здании дома культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охрана объектов сотрудниками (работниками) частных охранных организаций не обеспечена.

Просил обязать Муниципальное учреждение «Администрация  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания Муниципального учреждения культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения, расположенного по адресу: ***, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной         гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ); обязать Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения в течение месяца с момента поступления финансирования из Муниципального учреждения «Администрация  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области оборудовать здание, расположенное по адресу: *** системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ).

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области,                    МУ администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – ГУ МЧС России по Ульяновской области, УФСБ России по Ульяновской области, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ администрация МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что установленный судом шестимесячный срок исполнения решения суда не отвечает принципу разумности.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора иные лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона  от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                 ст.ст.6, 6.1 Устава муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области к вопросам местного значения  муниципального образования «Ульяновский район», а  также к вопросам местного  значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального образования «Ульяновский район»  на территориях сельских поселений, входящих в его состав,  относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Ульяновский район» и  в границах поселения.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176.

Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (п.2 Требований).

Пунктами 20 – 25 (1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

Дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Как установлено судом, в здании по адресу: *** находится  МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения.

В отношении помещения, занимаемого МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского  поселения, проведено категорирование объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Объект отнесен ко второй категории опасности, не обеспечен охраной, отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия  считает неправомерным признание судом надлежащим  ответчиком по требованиям об устранении  нарушении антитеррористического законодательства  администрацию МО «Ундоровское сельское поселение», которая являясь органом местного самоуправления сельского поселения, не наделена  полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма и экстремизма  в границах поселения, поскольку в силу положений Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006                № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» это полномочие муниципального  образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Решение суда не отвечает  требованиям законности и обоснованности и подлежит отмене на основании ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  с принятием нового решения.

Надлежащими ответчиками по настоящему иску являются  МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского поседения и администрация                                     МО «Ульяновского района» Ульяновской области.

При этом на администрации МО «Ульяновского  район» Ульяновской области лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности названного объекта культуры, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше ном права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов возложена на данный орган местного самоуправления, а на  МУК «Дом  культуры» Ундоровского сельского поседения по оборудованию здания системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечении охраны  объекта  после финансирования данных мероприятий администрацией района.

Поскольку для исполнения решения суда о финансировании мероприятий, направленных на  обеспечение  антитеррористической защищенности населения  требуется соблюдение установленного законом порядка по решению вопроса выделения бюджетных средств, судебная коллегия считает необходимым установить для администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области разумный срок исполнения решения суда в течение шести  месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

При этом для исполнения МУК «Дом культуры» Ундоровского сельского  поселения  обязанности по оборудованию здания и обеспечении охраны   установить срок в течение шести месяцев с момента финансирования названных мероприятий.

В удовлетворении исковых требований  прокурора Ульяновского района  Ульяновской области к  администрации  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» следует отказать, поскольку  является  надлежащим ответчиком  по делу. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 мая  2023 года  отменить, принять по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования  «Ульяновский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания Муниципального учреждения культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения, расположенного по адресу: ***, системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ).

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Дом культуры» Ундоровского сельского поселения в течение 6 месяцев  с момента поступления финансирования из администрации муниципального образования  «Ульяновский район» Ульяновской области оборудовать здание, расположенное по адресу: *** системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обеспечить охрану данного объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ).

В иске прокурора Ульяновского района  к  администрации  муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» о принятии мер к обеспечению антитеррористической защищенности населения отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                            

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07.09.2023.