Судебный акт
Социальная выплата
Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 108233, 2-я гражданская, о признании необоснованным распоряжения о прекращении предоставления государственной социальной помощи, возложении обязанности по возобновлению предоставления государственной социальной помощи, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0009-01-2023-000247-78         

Судья Лобина Н.В.                                                                              Дело № 33-3852/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    22 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Самылиной О.П.

при секретаре Кузяеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                         Департамента Министерства социального развития Ульяновской области                                 в городе Ульяновске на решение Карсунского районного суда Ульяновской области                   от 24 мая 2023 года, по гражданскому делу №2-1-256/2023, по которому постановлено:

исковые требования Гурьянова Василия Павловича (паспорт ***) удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от 23.01.2023 № *** в части прекращения предоставления государственной социальной помощи                                       на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову Василию Павловичу.

В удовлетворении требования истца о возложении обязанности по продлению предоставления ему государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства, а также требований к ответчику Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Департамента Министерства социального развития Ульяновской области  в городе Ульяновске Военковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гурьянов В.П. обратился в суд с иском к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным распоряжения о прекращении предоставления государственной социальной помощи, возложении обязанности по возобновлению предоставления государственной социальной помощи.

Требования мотивировал тем, что 22.02.2022 между сторонами был заключен социальный контракт, по условиям которого приобретена корова, фураж и аппарат для сепарирования молока. Несмотря на то, что он осуществляет уход за сыном-инвалидом, он был вынужден зарегистрироваться в налоговой инспекции как самозанятый. Надоенное молоко он использует для нужд семьи, перерабатывает, получая молочную продукцию. Ответчиком ему необоснованно была вменена ежемесячная прибыль от продажи молочных продуктов в сумме 9000 руб., что превышает прожиточный минимум. Считает навязанным условие о страховании крупного рогатого скота, поскольку риски содержания животного он несет самостоятельно, осуществляя надлежащий уход. Кроме того, ему не было разъяснено, кто является выгодоприобретателем при наступлении страхового случая. 04.04.2023 он был уведомлен о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства. Считает данное решение необоснованным и незаконным.

Просил суд признать незаконным распоряжение ответчика от 23.01.2023 № ***, обязать ответчика продлить предоставление ему государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Указывает, что Гурьянов В.П. не выполнил мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации от 28.02.2022 и условия социального контракта, а именно: не застраховал корову до указанного срока (апрель 2022 года), не представил ежемесячный отчет по реализации молока и молочной продукции. Обращает внимание, что в плане реализации социального контракта по направлению «Развитие личного подсобного хозяйства» Гурьянов В.П. самостоятельно указал предполагаемый объем продукции, а так же годовой доход, после чего план был утвержден Областным государственным казенным учреждением «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области». Считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.02.2022 Гурьянов В.П. обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске с заявление об оказании ему государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты (л.д. 21-27).

28.02.2022 между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске и Гурьяновым В.П. был заключен социальный контракт на ведение личного подсобного хозяйства (л.д. 54-56).

Срок действия социального контракта установлен с 28.02.2022 года по 27.02.2023 года.

В соответствии с п. 3.2 социального контракта Гурьянов В.П. обязан: зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход для ведения личного подсобного хозяйства; представить в Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на вмененный доход; приобрести в период действия социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной обработки»; осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства; вести личное подсобное хозяйство в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в учреждение; предпринять действия, направленные на сохранение здоровья, в том числе на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации; предоставить по запросу учреждения сведения о ведении личного подсобного хозяйства в течение одного года с даты завершения срока действия социального контракта; выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; ежемесячно представлять в учреждение документы, подтверждающие факт выполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации.

В соответствии с п. 5 социального контракта конечным результатом социального контракта являются регистрация получателя в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, повышение денежных доходов получателя (семьи получателя) по истечении срока действия социального контракта.

В соответствии с п. 6.3.1 социальный контракт может быть прекращен территориальным органом в одностороннем порядке: при предоставлении получателем недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений в ходе исполнения социального контракта; при выезде получателя за пределы Ульяновской области в связи изменением места жительства; в случае нецелевого использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта; в случае потери получателем трудоспособности; при неисполнении (несвоевременном исполнении) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации за исключением причин, являющихся уважительными; в случае смерти получателя, признания его умершим (безвестно отсутствующим), недееспособным (ограниченно дееспособным) решением суда, вступившим в законную силу.

Согласно Программе социальной адаптации дата начала действия социального контракта - 28.02.2022, дата окончания действия – 27.02.2023. Направление ведения личного подсобного хозяйства: приобретение коровы и кормов (зернофураж, сено) для развития ЛПХ и дополнительного источника дохода (от продажи молока и молочной продукции). Запланированные мероприятия: консультирование по вопросам организации предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства (февраль-март 2022 года), регистрация в налоговой в качестве самозанятого (март-апрель 2022 года), приобретение коровы (март-апрель 2022 года), приобретение кормов (зернофураж, сено) (в течение срока действия контракта), страхование КРС (коровы) (апрель 2022 года), проведение профилактического осмотра приобретенной коровы врачом ветеринаром, регистрация личного подсобного хозяйства в администрации муниципального образования (март-апрель 2022 года), проведение прививочных мероприятий (в течение срока действия контракта), ежемесячный отчет по реализации молока и молочной продукции (в течение срока действия контракта) (л.д. 57-58). 

Решением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске от 03.03.2022 Гурьянову В.П. в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П была назначена единовременная денежная выплата на основании социального контракта в размере 100 000 руб. (л.д. 19).

В период действия социального контракта Гурьяновым В.П. были приобретены по договору купли-продажи сельскохозяйственного животного от 20.03.2022 корова, стоимостью 70 000 руб. (л.д. 66-69), согласно накладной от 25.03.2022 № 61 зерно в количестве 1 тонны на сумму 15 000 руб., сено в количестве 3 тонн на сумму 15 000 руб. (л.д. 73).

Согласно справки от 28.12.2022 № *** Гурьянов В.П. был постановлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (л.д. 74).

12.12.2022 Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) Отделение по Карсунскому району направило Гурьянову В.П. уведомление о необходимости исполнения в срок до 19.12.2022 заключенного социального контракта в части регистрации в налоговой службе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, страхования коровы, регистрации личного подсобного хозяйства в администрации муниципального образования, ежемесячного отчета по реализации молока и молочной продукции (л.д. 77-78).

В своем ответе на уведомление от 12.12.2022 Гурьянов В.П. указал, что не может встать на учет как самозанятый, поскольку осуществляет уход за несовершеннолетним сыном-инвалидом, надоенное молоко использует для собственных нужды, перерабатывая его в молочную продукцию, а страхование коровы полагает навязанным, поскольку не ясно, кто будет являться выгодоприобретателем при наступлении страхового случая. Кроме того, он несет бремя содержания коровы и все риски (л.д.79).

В программе социальной адаптации имеется отметка о выполнении Гурьяновым В.П. мероприятий, в частности  истцом выполнено  консультирование по вопросам организации предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, проведена регистрация  в налоговой в качестве самозанятого, приобретена корова, приобретены корма, проведен профилактический осмотр приобретенной коровы врачом-ветеринаром, проведены прививочные мероприятия (л.д.57-58).

Согласно выписки из похозяйственной книги на домовладение по адресу: *** по состоянию на 01.01.2022 и на 01.01.2023 следует увеличение поголовья КРС в хозяйстве Гурьянова В.П.

Истец осуществляет уход за ребенком-инвалидом и получает в связи с этим выплату как неработающее трудоспособное лицо, зарегистрировался в УФНС в качестве плательщика налога на вмененный доход.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от 23.01.2023 № *** на основании п. 6 п. 2.24 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет областного бюджета Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» Гурьянову В.П. прекращено предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (л.д. 10).

07.02.2023 ОГКУСЗН Ульяновской области (Отделение по Карсунскому району) направило Гурьянову В.П. уведомление о расторжении социального контракта в связи с прекращением оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате выплаченных в рамках социального контракта денежных средств в размере 100 000 руб. (л.д. 81).

В соответствии с п. 2.24 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта  принимается территориальным органом и оформляется соответствующим распоряжением территориального органа в случаях: представления получателем недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений в ходе исполнения социального контракта;  выезда получателя за пределы Ульяновской области в связи с изменением места жительства; нецелевого использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта; потери получателем, заключившим социальный контракт на мероприятия, указанные в абзацах втором - четвертом пункта 2.6 настоящего раздела, трудоспособности; смерти получателя, признания его умершим (безвестно отсутствующим), недееспособным (ограниченно дееспособным) решением суда, вступившим в законную силу; неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, за исключением неисполнения по причинам, являющимся уважительными.

На основании п. 2.25 Положения уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации являются: обстоятельства непреодолимой силы (паводок, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, техногенная катастрофа, авария); длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитация получателя (члена семьи получателя); смерть одного или нескольких членов семьи получателя; потеря трудоспособности получателя (члена семьи получателя); потеря дееспособности получателя (члена семьи получателя); документально подтвержденное отсутствие у поставщиков товара и (или) услуг, необходимых для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 2.26 получатель в течение 14 календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 2.24 настоящего раздела, обязан представить в учреждение уведомление о наступлении таких обстоятельств, составленное в произвольной письменной форме и содержащее сведения об этих обстоятельствах и дате их наступления.

В случае прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с подпунктами 1 - 4 и 6 пункта 2.24 настоящего раздела в уведомлении о прекращении указывается сумма необоснованно полученных средств, предоставленных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, и порядок ее возврата.

Извещение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 и 6 пункта 2.24 настоящего раздела, направляется учреждением получателю с указанием основания прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Таким образом, п.п. 6 п. 2.24 Порядка предусмотрено, что социальный контракт может быть прекращен в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или) мероприятий по причинам, являющимся уважительными.

Полагая Распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от 23.01.2023 № *** незаконным, Гурьянов В.П. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Гурьянова В.П., суд первой инстанции исходил из того, что полученная истцом социальная выплата израсходована по целевому назначению, им осуществляется ведение личного подсобного хозяйства, доказательств существенного нарушения истцом обязательств, являющихся основанием для расторжения договора в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороной ответчика в материалы дела  не представлено, факт отсутствия страхования животного также не может являться безусловным основанием для прекращения государственной социальной помощи, предоставленной в целях улучшения финансового положения получателя выплаты.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным распоряжение Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске от 23.01.2023 № *** в части прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову В.П.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Как следует из материалов дела, социальная помощь в размере 100 000 руб. направлена Гурьяновым В.П. по целевому назначению, с целью ведения личного подсобного хозяйства, а именно на приобретение коровы и кормов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что со стороны истца не были выполнены мероприятия предусмотренные программой социальной адаптации в виде предоставления ежемесячного отчета по реализации молока и молочной продукции, что послужило основанием для прекращения предоставления государственной социальной помощи были полно проверены судом первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении суда обоснованно отклонены.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 августа 2023 года.