Дело № 3а-255/2023
73OS0000-01-2023-000172-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
5 сентября 2023 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Азиханова Никиты Вячеславовича к
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области
о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Азиханов Н.В.
обратился в суд с административным
исковым заявлением к Министерству финансов
Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование
заявленных требований указал, что решением Сенгилеевского районного суда
Ульяновской области от 21 марта 2018 года
по делу №*** на ответчика была возложена обязанность по обеспечению его
специализированным жилым помещением по договору найма специализированного
жилого помещении на территории ***.
16 июля 2018 года
было возбуждено исполнительное производство.
Ранее решением
Ульяновского областного суда от 13 января 2020 года по делу № *** в его пользу
уже присуждалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок.
Период неисполнения
решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2018 года с 14 января 2020 года
по 20 июня 2023 года составляет 3 года 5 мес. 6 дней.
В связи с этим истец
просил присудить ему компенсацию в размере 300 000 руб., взыскать с
ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., расходы по оплате
услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве ответчика привлечена Ульяновская область в лице Министерства
финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица Управление
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
В судебное заседание
истец не явился, изведен надлежащим образом.
Представитель истца
Тришин В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Указал на то,
что 20 июня 2023 года Азиханову Н.В. было предоставлено жилое помещение.
Представители
Министерства финансов Ульяновской области, Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской
области, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, отдел образования
администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Министерства
социального развития Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области, УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились,
извещены надлежащим образом.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В письменном отзыве
на иск представитель Министерства финансов Ульяновской области просил отказать
в его удовлетворении.
Указал на то, что не
считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения суда на орган государственной власти субъекта-
Министерство.
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того указал, что нарушение
установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указал на то, что Министерство систематически
проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ульяновской области» определена
сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, указал, что согласно части 2 статьи 83 Бюджетного
кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных
обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих
видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного
финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в
закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения
соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии
соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении
бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заслушав пояснения представителя истца,
исследовав материалы дела, обозрев
гражданское дело № *** Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области,
административное дело Ульяновского областного суда № ***, исполнительное
производство № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с
частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ)
граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства,
российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном
процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно
предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на
исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо
судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут
обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Компенсация за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в
случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица,
обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением
чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств
(непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством
Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не
зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов
местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1
статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8
статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному
исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со
дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения
судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания
производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с
частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов
осуществляется в разумные сроки.
Как разъяснено в
пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. № 11 «О
некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности
исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд
ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о
направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов,
предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном
производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого
лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5
статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8
статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений,
данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия
органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по
исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они
производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо
учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного
исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных
статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или
взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены
обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли
задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением
заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть
5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12
статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено,
что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2018
года по делу № *** были удовлетворены исковые требования прокурора
Тереньгульского района Ульяновской области в
интересах Азиханова Н.В. На
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность по
обеспечению Азиханова Н.В.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ***.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного
суда от 19 июня 2018 года вышеуказанное решение оставлено без изменения и
вступило в законную силу.
4 июля 2018 года
исполнительный лист направлен судом в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска для
возбуждения исполнительного производства.
12 июля 2018 года
исполнительный лист передан из ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска в МОСП по
исполнению особых исполнительных производство, где 16 июля 2018 года было
возбуждено исполнительное производство.
В постановлении о
возбуждении исполнительного производства должнику - Министерству промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен
5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в
исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения
исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для
добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение
было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с
него будет взыскан исполнительский сбор.
В рамках данного
исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении
должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения,
устанавливались новые сроки исполнения.
Определением
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2019 года
произведена замена должника в исполнительном производстве – на Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области.
Определением
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года
произведена замена должника в исполнительном производстве на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области.
Ранее решением
Ульяновского областного суда от 13 января 2020 года в пользу Азиханова Н.В. уже
присуждалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 15 000 руб. Период неисполнения решения суда
исчислялся судом с момента возбуждения исполнительного производства и составил
на момент принятия судом решения 1 год 5
месяцев 24 дня.
В абзацах 1,
3 пункта 39
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о
компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации,
если основанием для его подачи будут являться другие фактические
обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела,
исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом
обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о
присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом
аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или
исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте
длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости
для заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что 20 июня 2023 года
решение суда о предоставлении Азиханову Н.В. жилого помещения было фактически
исполнено, что подтверждается заключенным между Областным государственным
казенным учреждением «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской
области» и Азихановым Н.В. договора № *** найма жилого помещения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
12 июля 2023 года исполнительное производство
окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47
Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» (ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в
исполнительном документе).
Таким образом, оценке в настоящем деле
подлежит период неисполнения решения суда с 14 января 2020 года по 20 июня 2023
года, который составляет 3 года 5 мес. 6 дней (при этом общий период
неисполнения решения Сенгилеевского районного суда г.Ульяновска от 21 марта
2018 года составляет 5 лет 1 мес. 21 день).
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные
Министерством финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих
исполнению решения суда, обстоятельства, свидетельствуют о том, что должником
принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия
нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.
При таких
обстоятельствах Азиханов Н.В. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
С настоящим
административным исковым заявлением Азиханов Н.В. обратился в суд 4 августа 2023 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
В соответствии с
пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом
заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный
срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3
части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с
соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего
финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации.
Следовательно,
компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта
должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов
Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
При определении
размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального
закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из
требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая
обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта,
значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить
Азиханову Н.С. компенсацию за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб.
В силу части 4 статьи
4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части
присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со
ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в
размере 300 руб.
При определении
размера подлежащих взысканию в пользу истца расходов по оплате услуг
представителя, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в
пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд
присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных
пределах.
Конституционный Суд Российской Федерации
неоднократно отмечал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг
представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом
правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты
услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17
(часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой
осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
свободы других лиц.
В подтверждение расходов на оплату услуг
представителя истцом представлен договор оказания юридических услуг от 26 июля
2023 года, заключенный с ***. Согласно п. 1.2 данного договора исполнитель
обязуется изучить предоставленные заказчиком документы и проинформировать заказчика
о возможных вариантах разрешения спорного вопроса; подготовить административное
исковое заявление, направить его в суд и осуществить представительство
интересов заказчика в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Стоимость
услуг по договору составила 20 000 руб., которые фактически были оплачены
истцом, что подтверждается платежными документами. Представлявший в двух
судебных заседаниях интересы истца
Тришин В.А. является работником ***.
При определении
подлежащих возмещению истцу расходов по оплате услуг представителя суд
учитывает степень сложности рассмотренного дела (дело не представляет особой
сложности), объем проделанной представителем работы - составление
административного иска, участие в двух непродолжительных по времени судебных
заседаниях (в соответствии со ст. 252 КАС РФ для обращения в суд с иском о
присуждении компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок достаточно только оформления искового заявления и оплаты
госпошлины). Также суд учитывает сложившиеся в регионе цены на аналогичные
услуги. При этом судом принимается во внимание размер суммы по оплате услуг
представителя, взысканный в пользу истца при рассмотрении аналогичного иска в 2020 году.
С учетом вышеизложенного, а также требований разумности суд считает
возможным взыскать в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме
10 000 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Азиханова
Никиты Вячеславовича удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Азиханова Никиты Вячеславовича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, расходы по оплате госпошлины в
сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Азиханову Никите Вячеславовичу отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
6 сентября 2023 года.