Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения
Документ от 31.08.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 108203, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                Дело № 3а-252/2023                                                                                                                                    73OS0000-01-2023-000168-41

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

31 августа 2023 года                                                                     г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре   Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Долгополовой Лидии Алексеевны к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Долгополова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением  к администрации города Ульяновска, Финансовому управлению администрации города Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований  указала, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 13 сентября 2013 года на администрацию города Ульяновска была возложена обязанность по проведению капитального ремонта в ***. 

На основании указанного решения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 февраля 2021 года администрации г.Ульяновска было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Вместе с тем до настоящего времени решения суда не исполнено, чем нарушаются её права.

В связи с этим Долгополова Л.А. просила присудить её компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов  по Ульяновской области.

В судебное заседание Долгополова Л.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Представитель Ломовцевой В.П. – адвокат Калдыркаев С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении  заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск  просил отказать в удовлетворении требований истца. Указал на то, что администрация г.Ульяновска не отстраняется от выполнения решения суда, однако по состоянию на август 2023 года на исполнении в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится более 344 исполнительных производств по капитальному ремонту многоквартирных домов, для исполнения которых требуется более 5 млрд. руб.

В целях исполнения решений судов администрацией г.Ульяновска неоднократно были направлены обращения в Ульяновскую Городскую Думу, Губернатору Ульяновской области о выделении финансирования.

В соответствии с решение Ульяновской Городской Думы от 7 декабря 2022 года № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» по строке бюджета «Капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию г.Ульяновска» в 2023 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 110,00 млн. руб.

Несмотря на прилагаемые усилия в данной сфере сохраняется сложная ситуация вследствие дефицита средств бюджета МО «город Ульяновск».

За счет средств, предусмотренных в бюджете МО «город Ульяновск» на 2023 год, исполнить решение суда невозможно без соответствующих изменений в бюджет.

Администрация г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «город Ульяновск» и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Администрация г.Ульяновска не является организацией, которая  самостоятельно,  за счет внутренних резервов может исполнить решение суда, в связи с  чем для надлежащего исполнения решения суда администрации г.Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ.

В настоящее время составляются и корректируются сметные расчеты, на основании которых Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска формируется потребность в денежных средствах для исполнения судебных решений, которыми на администрацию г.Ульяновска  возложена обязанность по проведению капитального ремонта домов.

Сумма бюджетных ассигнований на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов (в том числе по решениям судов), выделенная в бюджете МО «город Ульяновск», является недостаточной для единовременного исполнения судебных решений, вынесенных в отношении администрации г.Ульяновска.

Представитель Финансового управления администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве на иск указал на то, что  в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 7 декабря 2022 года № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в пределах утвержденных бюджетных обязательств на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в г.Ульяновске в бюджете МО «город Ульяновск» на 2023 год предусмотрено 108 500,0 тыс. руб., на капитальный ремонт жилищного фонда по решению судебных инстанций на плановый период 2024 года предусмотрено 80 000,0 тыс. руб. и на 2025 год на капитальный ремонт жилищного фонда по решению судебных инстанций предусмотрено 80 000,0 тыс. руб.

Администрация г.Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, о ставит вопрос о необходимости применения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Ульяновска № ***,  исполнительное производство № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В абзаце 5 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11) разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11, в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Материалами дела установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 сентября 2013 года  по делу № *** были частично удовлетворены исковые требования Долгополовой Л.А. и других граждан – на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт  жилого ***, а именно: замену стояков, трубопроводов общего пользования в доме – ХВС, канализация (замена не замененных участков, в том числе, проходящих через межэтажные перекрытия) с устройством монтажных соединений; замену стояков и трубопроводов отопления общего пользования дома: замену кровельного покрытия (с ремонтом стропильных конструкций, частичной заменой обрешетки, устройством слуховых окон); восстановление балконов по подобию существовавших изначально; замену деревянных дверных блоков в тамбурах с окраской; замену оконных блоков в подъездах с установкой отливов и окраской; устройство отмостки и штукатурки цоколя.

Решение суда было оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10 декабря 2013 года.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 января 2019 года Долгополовой Л.А. был восстановлен срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.

20 февраля 2019 года исполнительный лист был предъявлен ею к исполнению в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 22 сентября 2019 года возбуждено исполнительное производство. Должнику предоставлен 5-дневный срок для исполнения решения суда.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 февраля 2021 года администрации г.Ульяновска было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по статьям 17.15 КоАП РФ.

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 сентября 2013 года до настоящего времени не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением  Долгополова Л.А. обратилась  в суд 2 августа 2023 года, то есть в сроки, установленные законодательством.

С учетом разъяснений, изложенных в абзаце 5 п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11, срок неисполнения решения суда следует исчислять с момента вступления решения суда в законную силу.  В данном случае предметом исполнения являются неденежные требования имущественного характера, которые не связаны с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем обязательная выдача исполнительного листа не требуется (п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ).  Следовательно, исполнение решения возможно было без выдачи исполнительного листа.

Длительность неисполнения решения суда подлежит исчислению со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу (11 декабря 2013 года) по день принятия решения по настоящему делу, и составляет 9 лет 8 мес. 21 день.

Указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Отсутствие в бюджете МО «город Ульяновск» денежных средств для исполнения решения суда не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

При таких обстоятельствах Долгополова Л.А. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Долгополовой Л.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 90 000 руб.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Долгополовой Лидии Алексеевны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Долгополовой Лидии Алексеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 90 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Долгополовой Лидии Алексеевны отказать.

Решение подлежит исполнению Финансовым управлением администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня  принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 4 сентября 2023 года.