Судебный акт
Обеспечение инвалида средством реабилитации
Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 01.09.2023 под номером 108126, 2-я гражданская, об обеспечении техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, производство по делу прекращено (с отменой решения) - в связи с отказом от иска

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-02-2023-000175-75

Судья Калянова Л.А.                                                                            Дело № 33-3889/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н., 

судей Шлейкина М.И., Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23 мая 2023 года по делу № 2-2198/2023, по которому постановлено:   

 

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области  в интересах Сукасян Офели Цолакевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об обеспечении техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить инвалида Сукасян Офелю Цолакевну, 10.11.1956 года рождения, техническим средством реабилитации: ***, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.12.2016 № ***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Сукасян Офели Цолакевны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к Центру консультирования  Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в Старомайнском районе о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда прокурору  Старомайнского района Ульяновской области отказать.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., заявившей об отказе от иска в части, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области в интересах Сукасян О.Ц. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по Ульяновской области), Центру консультирования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в Старомайнском районе об обеспечении техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.12.2016 Сукасян О.Ц. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации (далее - ТСР*** По заявлению Сукасян О.Ц. на обеспечение ТСР от 24.10.2022 региональным отделением сформирована заявка на ***. По состоянию на 29.03.2023 Сукасян О.Ц. указанным ТСР не обеспечена, тем самым продолжается ущемление прав инвалида на бесплатное обеспечение необходимых ему для поддержания нормального образа жизни технических средств реабилитации. Просил обязать ответчиков обеспечить инвалида Сукасян О.Ц. техническим средством реабилитации: ***., в соответствии с ИПР № *** от 16.12.2016, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФ РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что по государственному контракту от 28.03.2023 № 250 Отделением сформировано направление на изготовление ТСР от 31.03.2023, сроком действия до 30.06.2023. Полагает, что на сегодняшний день Сукасян О.Ц. фактически обеспечена спорным ТСР. По мнению автора жалобы, право на обеспечение ТСР относится к имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, взысканный размер компенсации морального вреда считает завышенным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сукасян О.Ц. является инвалидом ***

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 16.12.2016 Сукасян О.Ц. нуждается в ТСР, в том числе в таком, как: ***

Материалами дела подтверждено, что по заявлению Сукасян О.Ц. от 24.10.2022 она была поставлена на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР, в том числе  во ***

Поскольку Сукасян О.Ц. не была обеспечена ТСР, в котором нуждается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В суд апелляционной инстанции поступило заявление прокурора Старомайнского района Ульяновской области об отказе от иска в части обязания ОСФ РФ по Ульяновской области обеспечить Сукасян О.Ц. ***, в связи с тем, что данным ТСР инвалид был обеспечен до принятия обжалуемого судебного решения.

В суде апелляционной инстанции прокурор поддержала заявление об отказе от иска в части.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции ОСФ РФ по Ульяновской области, следует, что спорное ТСР было получено Сукасян О.Ц. 20.05.2023.

Частью 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39).

В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также учитывая, что отказ прокурора от иска в части обеспечения инвалида ТСР не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы инвалида или иных лиц, судебная коллегия считает необходимым принять отказ прокурора от части иска и прекратить производство по делу в части требований о возложении на ОСФ РФ по Ульяновской области обязанности по обеспечению Сукасян О.Ц. ТСР – ***

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда и отказа в иске о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда не имеется.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в котором нуждается истец, относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Из материалов дела следует, что Сукасян О.Ц. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР 24.10.2022 (л.д. 32-34).

24.10.2022 Сукасян О.Ц. была поставлена на учет по обеспечению ТСР (л.д. 35).

31.03.2023 Сукасян О.Ц. выдано направление на получение ТСР – *** на основании заявления инвалида от 24.10.2022 и государственного контракта № 250 от 28.03.2023 (л.д. 47).

Соответствующий государственный контракт № 250 был заключен ответчиком 28.03.2023 по результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 07.03.2023 (л.д. 38-50).

Учитывая сроки, в течение которых ответчиком было размещено извещение о проведении закупки соответствующего технического средства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обеспечение инвалида необходимым ему ТСР имело место несвоевременно.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с несвоевременным обеспечением инвалида техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, решение суда в части взыскания с ОСФ РФ в пользу Сукасян О.Ц. денежной компенсации морального вреда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 173, 220, 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Принять отказ прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах Сукасян Офели Цолакевны от иска  в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Сукасян Офелю Цолакевну техническим средством реабилитации: «***, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.12.2016 № ***.

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23 мая 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Сукасян Офелю Цолакевну техническим средством реабилитации: «***, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.12.2016 № ***.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах Сукасян Офели Цолакевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части обязания обеспечить Сукасян Офелю Цолакевну техническим средством реабилитации: ***., согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 16.12.2016 № ***, прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  23.08.2023.