Судебный акт
Отказ в выдаче материнского капитала
Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 01.09.2023 под номером 108125, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О выдаче сертификата

Документ от 25.01.2023, опубликован на сайте 16.02.2023 под номером 104615, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004227-89

Судья Кузнецова О.В.                                                                    Дело № 33-3813/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Болмашновой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-2937/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Сергеевой Натальи Владимировны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области выдать Сергеевой Наталье Владимировне  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери *** года рождения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сергеева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский капитал. В обоснование иска указала, что она является матерью *** года рождения. В отношении четверых ранее рожденных ею детей она лишена родительских прав. В апреле 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал. Решением ответчика от 13.05.2022 в выдаче сертификата ей отказано со ссылкой на прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». С решением ответчика она не согласна, поскольку нарушаются права её малолетней дочери, в отношении которой она не лишена родительских прав и которая в её настоящей семье является первым ребенком, рожденным после 01.01.2020. Просила обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением дочери *** года рождения.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ранее - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области) считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав. Отказывая Сергеевой Н.В. в выдаче материнского (семейного) капитала, отделением было учтено, что истец лишена родительских прав в отношении детей ***, соответственно, *** не является первым ребенком истца и право на дополнительные меры государственной поддержки у неё отсутствует. Указывает, что Сергеева Н.В. могла бы воспользоваться мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ, если хотя бы в отношении одного, ранее рожденного ребенка она не была лишена родительских прав. В данном случае *** является пятым ребенком истца, а не первым. Обращает внимание, что правом на дополнительные меры государственной поддержки может воспользоваться отец *** или сами дети в случае перехода им такого права. Кроме того, Отделение не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.

С 01.01.2023 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по Ульяновской области).

На основании определения от 12.01.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с тем, что ОСФ РФ по Ульяновской области не было надлежащим образом извещено о рассмотрении дела судом первой инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25.01.2023 решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.07.2022 отменено; по делу принято новое решение, которым на           Отделение Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ульяновской области возложена обязанность выдать Сергеевой Н.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери *** года рождения. 

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25.01.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Материалы дела не содержат относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих извещение ответчика о месте и времени рассмотрения дела судом первой инстанции.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания для отмены судебного решения по мотиву нарушения судом первой инстанции норм процессуального закона (пункт 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая по существу исковые требования Сергеевой Н.В., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что Сергеева Н.В. является одинокой матерью *** года рождения (л.д. 17, 27).

Также истец Сергеева Н.В., *** года рождения, является матерью: *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения (л.д. 26, 28-31).

Вступившим в законную силу решением Майнского районного суда Ульяновской области от 01.06.2006 Сергеева Н.В. лишена родительских прав в отношении детей: ***

Вступившим в законную силу решением Майнского районного суда Ульяновской области от 26.03.2013 Сергеева Н.В. лишена родительских прав в отношении ***

12.05.2022 Сергеева Н.В. обратилась в ОСФ РФ по Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением у нее дочери – ***

Решением ответчика от 13.05.2022 № 3127 Сергеевой Н.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в связи с прекращением права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4, 6 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ (лишена родительских прав в отношении предыдущих детей, право утрачено) (л.д. 41).

Полагая отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, Сергеева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным законом.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020;

6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 01.01.2007, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 01.01.2020, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

В соответствии с частью 3 статьи 3 этого Федерального закона право женщин, указанных в части 1 данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 данной статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 данной статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 названной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой статьи (часть 5 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 данного Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 01.01.2007 или первого ребенка начиная с 01.01.2020, однократно. На это обстоятельство указано и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона №256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 указанного Федерального закона.

Таким образом, право Сергеевой Н.В. на материнский (семейный) капитал возникло в связи с рождением третьего ребенка – *** года рождения, но поскольку Сергеева Н.В. была лишена родительских прав в отношении четверых старших детей, ее право в силу приведенных выше положений закона прекратилось и возникло у детей Сергеевой Н.В. в равных долях.

Согласно пунктам 1, 2 и 3  части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с этим Федеральным законом; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 данного Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с ч. 2 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 данной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

Данная норма Закона подлежит применению в тех случаях, когда у лиц, указанных в части 1 статьи 3 возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением ребенка, причем такое право может возникнуть только один раз. У истца такое право возникло в связи с рождением третьего ребенка, а не в связи с рождением дочери *** года рождения, но было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении первых четверых детей. В связи с рождением у Сергеевой Н.В. пятого ребенка – дочери *** года рождения, повторного права на дополнительные меры государственной поддержки у нее возникнуть не могло в силу прямого указания на это в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сергеевой Н.В. к ОСФ РФ по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери *** года рождения, отказать.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2022 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Сергеевой Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери *** года рождения, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  23.08.2023.