Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 05.08.2008, опубликован на сайте 13.08.2008 под номером 10809, 2-я гражданская, о включении периодов работы в льгот.стаж,для назн.досрочной тр.пенси по старости, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Маслюкова А.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 августа 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 июня 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования В*** Ф*** Ш*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска зачесть В*** Ф*** Ш*** в льготный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периоды работы с 20.11.1978 по 22.09.1980 (1 год 10 месяцев 3 дня) и с 10.09.1985 по 08.12.1985 (2 месяца 29 дней) и назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 11 февраля 2008 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

В*** Ф.Ш. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своих требований указала, что 11.02.2008 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием 30-летнего стажа медицинской деятельности. Решением комиссии от 15.04.2008 в назначении пенсии отказано в связи с невключением в специальный стаж периода ее работы в должности врача-невропатолога Р*** медобъединения Ф*** области с 20.11.1978 по 22.09.1989 (1 год 10 месяцев 3 дня) и периода нахождения на усовершенствовании в г. Казани с 10.09.1985 по 08.12.1985 (2 месяца 29 дней). Отказ комиссии является незаконным и необоснованным, поскольку Р*** медобъединение Ф*** области относится к лечебным учреждениям, а повышение квалификации является обязательным условием врачебной деятельности.

Просила обязать ответчика включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с момента обращения – 11.02.2008.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ В Ленинском районе г. Ульяновска не соглашается с решением, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что действующее законодательство не предусматривает включение в стаж для назначения досрочных трудовых пенсий период нахождения работника на усовершенствовании. В льготный стаж подлежат включению только периоды работы. Поскольку в оспариваемый период истица не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, данный период не подлежит включению в специальный стаж, а включается в стаж работы на общих основаниях.

Обязанность по назначению пенсии не могла быть возложена на органы пенсионного фонда с момента обращения истицы, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Наличие у В*** Ф.Ш. права на пенсию было установлено только решением суда. Выплата пенсионеру пенсии за прошедшее время возможно лишь в том случае, если она не получена по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. В данном случае вины органа ПФР не имеется.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения В*** Ф.Ш., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

До принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

В предшествующий период действовал Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Названными списками предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований, а правилами установлено, что в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списках, в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований.

Как видно из материалов дела, В*** Ф.Ш. 11.02.2008 обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.04.2008 установлено, что стаж работы В*** Ф.Ш. в учреждениях здравоохранения составляет 27 лет 11 месяцев.  Не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ период работы в должности врача-невропатолога Р*** медобъединения Ф*** области с 20.11.1978 по 22.09.1989 (1 год 10 месяцев 3 дня) и период нахождения на усовершенствовании в г. Казани с 10.09.1985 по 08.12.1985 (2 месяца 29 дней).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что В*** Ф.Ш. в период с 20.11.1978 по 22.09.1989 работала в должности и учреждении, предусмотренном действующим в указанный период Перечнем учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959), а также установил, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) не предусмотрено, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации не засчитываются в специальный стаж.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости В*** Ф.Ш. имела необходимый 30-летний стаж работы в медицинских учреждениях, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу приведенных выше Правил (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Доводы В*** Ф.Ш. о том, что в период ее работы в должности врача-невропатолога в поликлинике № *** им. К*** г. Ульяновска она была направлена в 1985 году на усовершенствование по распоряжению руководителя с сохранением по месту работы заработной платы и проведением соответствующих отчислений из заработной платы, ответчик не оспаривает.

При таких обстоятельствах периоды нахождения истицы на усовершенствовании обоснованно включены судом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Названная норма не содержит указания о том, что пенсия может быть назначена с момента вынесения судебного решения по оспариванию отказа в назначении пенсии либо вступления данного решения в законную силу.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии В*** Ф.Ш. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска 11.02.2008.

Поскольку суд установил, что истица к моменту обращения в органы Пенсионного фонда имела достаточный специальный стаж для назначения ей досрочной пенсии по старости, он обоснованно обязал ответчика назначить ей пенсию с момента обращения.

При этом не имеют значения мотивы отказа пенсионного органа в назначении пенсии, поскольку из смысла закона следует, что если гражданин докажет наличие у него необходимого трудового стажа для назначения пенсии (в судебном или внесудебном порядке), пенсия назначается с момента его обращения в органы пенсионного обеспечения.

Иное толкование закона противоречило бы основополагающим принципам пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации и нарушало бы установленное ст. 39 Конституции РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту.

Поэтому довод кассационной жалобы о неправильном определении судом даты назначения пенсии также является необоснованным.

В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: