Судебный акт
О назначении пенсии по выслуге лет
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 04.09.2023 под номером 108085, 2-я гражданская, о признании решения отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию за выслугу лет по линии МВД России, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001976-68

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело № 33-3690/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                      15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г., 

при секретаре Абдрахмановой Р.Н., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2318/2023 по апелляционной жалобе Пантелеева Евгения Александровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 мая 2023 года, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Пантелеева Евгения Александровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Пантелеева Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  возражения представителя ответчика УМВД России по Ульяновской области Пайгильдиной Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Пантелеев Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.

В обоснование заявленных требований указал, что в связи с получением гражданства Российской Федерации и изменением места жительства подал заявление в отдел пенсионного обслуживания УМВД России по Ульяновской области о назначении ему пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», но получил отказ по причине отсутствия у него справки-аттестата о прекращении выплаты пенсии на территории Украины.

Данный отказ считает незаконным.

В 1977 году он поступил на службу в органы внутренних дел - ***, в 1990 году перешел на службу ***, в 1998 году перевелся на должность помощника следователя районного отдела ***. 23.12.2003 уволился в запас по состоянию здоровья в звании старший прапорщик.

С момента  выхода в запас получал пенсию по линии Министерства внутренних дел Украины Днепропетровской области.

С апреля 2022 года банковская карта «ОЩАДБАНК», на которую поступала пенсия, была заблокирована.

Просил признать неправомерным отказ УМВД России по Ульяновской области в назначении пенсии, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по выслуге лет.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Пантелеев Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что по смыслу Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 условием назначения пенсии в Российской Федерации является наличие регистрации по месту жительства на территории России и прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

Полагает, что оба этих условия в данном случае соблюдены. С апреля 2022 года он не получает пенсию, назначенную по линии МВД Украины Днепропетровской области, имеет постоянную регистрацию на территории Российской Федерации.

Не соглашается с выводом суда о возложении на него обязанности по предоставлению пенсионного дела и денежного аттестата, поскольку в связи со сложившейся политической обстановкой возможность получения указанных документов отсутствует.

Отмечает, что лишение права на получение пенсии по выслуге лет, которую он заслужил предшествующим трудом, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Пантелеева Е.А. - без удовлетворения.

 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в настоящее время Пантелеев Евгений Александрович, *** года рождения, является гражданином Российской Федерации, с 31.08.2022 зарегистрирован по месту жительства по адресу: *** (л.д. 9-10).

 

Согласно трудовой книжке 06.10.1977 Пантелеев Е.А. был уволен из *** в связи с направлением на службу в органы МВД. 11.10.1977 истец зачислен на службу в органы МВД в ***.

В трудовой книжке истца также имеется запись о том, что он служил в органах внутренних дел непрерывно 26 лет 2 месяца 12 дней (л.д. 13-25).

 

В соответствии со справкой от 01.09.2021 № ***, выданной *** Пантелеев Е.А. проходил службу в органах внутренних дел с 11.10.1977 (принят на  службу в органы внутренних дел приказом *** от 11.10.1977 № *** по 23.12.2003 (приказ об увольнении *** от 15.12.2003 № ***) по ст. 65 п. «а» Положения  о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (по возрасту).  В качестве основания выдачи  данной справки  указано архивное  дело Пантелеева Е.А. (л.д. 65).

 

Из копии денежного аттестата № *** от 26.12.2003 усматривается, что по состоянию на 01.12.2003 в соответствии с приказом КГУ УМВД № *** от 30.12.1991 определена выслуга лет старшего прапорщика Пантелеева Е.А. при увольнении со службы - 27 лет 01 месяц 18 дней (л.д. 57).

 

22.09.2022 Пантелеев Е.А. обратился в ОПО ЦФО УМВД России по Ульяновской области с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (л.д. 42).

 

Письмом УМВД России по Ульяновской области от 06.10.2022 № *** в назначении пенсии Пантелееву Е.А. по линии МВД было отказано, в связи с отсутствием пенсионного дела и документа, подтверждающего прекращение выплаты пенсии на территории Украины (л.д. 43).

 

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

 

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

 

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

 

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств (далее также - Стороны) 24.12.1993 приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств».

 

Данное Соглашение основано на Соглашении от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ), согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

 

Статьей 2 Соглашения от 24.12.1993 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

 

Осуществление на территории субъекта Российской Федерации пенсионного обеспечения граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России относится к полномочиям территориального органа МВД Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

 

Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, которая устанавливает порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

 

Согласно пункту 28 Инструкции при возобновлении выплаты пенсий по пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, составляется новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по представлению в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается на этих граждан.

 

В пункте 13 Инструкции определен перечень документов предоставляемых в отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения для назначения пенсии, к которым относятся в том числе, расчет выслуги лет, денежный аттестат, выписка из приказа об увольнении сотрудника.

 

Поскольку документы со сведениями о выслуге лет, определенной компетентными органами Украины, пенсионное дело, подлинник денежного аттестата, либо его копия, заверенная надлежащим образом, в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, обоснованно не усмотрел оснований, позволяющих удовлетворить заявленные Пантелеевым Е.А. требования.

 

Доводы апелляционной жалобы о нарушении конституционного права истца на социальное обеспечение по возрасту, судебная коллегия находит несостоятельными.

 

Так, согласно абзацу 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

 

По информации, представленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Пантелеев Е.А. является получателем: с 01.07.2022 страховой  пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере ***, с 11.11.2022 ежемесячной денежной выплаты  согласно пункту 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории *** в размере ***. Пантелеев Е.А. получает страховую пенсию по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. 51).

 

Таким образом, истец реализовал свое право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы в целом повторяют позицию истца по делу, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, основаны на иной оценке обстоятельств спора, и не свидетельствует о незаконности судебного решения.

 

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

 

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пантелеева Евгения Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2023 года.