Судебный акт
Оспаривание отказа в регистрации в качестве депутата
Документ от 25.08.2023, опубликован на сайте 05.09.2023 под номером 108059, 2-я гражданская, об отмене постановления от 01.08.2023 № 44\339-4 «Об отказе в регистрации в депутаты Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва по Новомалыклинскому пятимандатному избирательному округу № 2», РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2023-002683-27

Судья Федосеева С.В.                                                                    Дело №33а-4466/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      25 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дементьева Владимира Николаевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 8 августа 2023 года по делу №2а-2090/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Дементьеву Владимиру Николаевичу к Председателю Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» Клоковой Майе Евгеньевне, Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 1 августа 2023 года №44/339-4 «Об отказе в регистрации Дементьеву Владимиру Николаевичу кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу № 2, понуждении к регистрации кандидатом в депутаты  и публикации  в газете отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Дементьева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ИК Ульяновской области – Гусева И.В., заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Дементьев В.Н. обратился в суд с административным иском к председателю Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области Клоковой М.Е. (далее – ТИК МО «Мелекесский район») о признании незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязании зарегистрировать кандидата.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.07.2023 он сдал документы для регистрации кандидатом в депутаты по Новомайнскому пятимандатному округу № 2 на выборах депутатов Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва. 

После формальной проверки, которую осуществлял член избирательной комиссии МО «Мелекесский район» (с правом решающего голоса) ***., 28.07.2023 ему был вручен итоговый протокол.

В ведомости проверки подписных листов (без номера и даты) им были указаны основания для отказа в регистрации кандидата: нарушение пп. 7 ч. 3 ст. 47 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее Закон от 01.08.2007 №109-ЗО), несоответствие формы подписного листа требованиям. А именно: несоответствие данных кандидата действительности, отсутствие сведений о судимости, неуказание данных сборщика подписей и кандидата в заверительных надписях, отсутствие заверительной даты кандидата на всех листах подписных листов, то есть нарушение кандидатом Дементьевым В.Н. ч.2 ст. 42 пп. 8,9 ч. 12 ст. 46 вышеуказанного закона.

01.08.2023 ему было вручено Постановление №44/339-4 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу № 2.

Данное постановление считает незаконным. Ссылается на положения Закона от 01.08.2007 №109-ЗО, регламентирующие требования к подписным листам. Утверждает, что на основании ст.42 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения о судимости кандидата указываются только в случае, если она является неснятой и непогашенной. В его заявлении, как кандидата, указание на погашенную судимость имелось. Кроме того, спорное постановление вынесено единолично решением руководителя ТИК - Клоковой М.Е., без коллегиального обсуждения членами ТИК МО «Мелекесский район». Итоговый Протокол в качестве приложения к Постановлению голосования членов комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Дементьева В.Н. отсутствует. Постановление от 01.08.2023 не соответствует ведомости и итоговому Протоколу от 28.07.2023, составленными должностными лицами комиссии - *** и Клоковой М.Е.

Таким образом, в действиях указанных лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного уголовным и административным законодательством: вредительства, должностного подлога, самоуправства, злоупотребления служебным и должностным положением, а также грубого, недостойного поведения.

Административный истец просил суд признать незаконным и отменить Постановление от 01.08.2023 №44/339-4 ТИК МО «Мелекесский район» Ульяновской области об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения; обязать указанную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва в порядке самовыдвижения, опубликовать решение Димитровградского городского суда Ульяновской области в газете «Мелекесские ведомости».

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ТИК МО «Мелекесский район» Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Дементьев В.Н. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Не соглашается с выводами председателя ТИК МО «Мелекесский район» Ульяновской области Клоковой М.Е. о том, что он ввел в заблуждение избирателей, не указав в подписных листах сведения об имевшейся у него судимости, поскольку от уголовной ответственности он был освобожден. Считает, что председатель ТИК МО «Мелекесский район» Ульяновской области        Клокова М.Е. не разъяснила ему правильность заполнения подписных листов и не предоставила время для устранения в них недочетов. Кроме того, ею было отказано в изготовлении их копий для обжалования в судебном порядке. В этой связи было нарушено Постановление КС РФ от 12.03.2021 №6-П, Федерального закона       №67-ФЗ от 12.06.2002. В целом приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске.

В возражения на апелляционную жалобу ТИК МО «Мелекесский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения. 

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В силу ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в  референдуме. 

Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» определены основные гарантии реализации гражданами   конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Ульяновской области. 

Статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок регистрации кандидатов, при этом ч.3 указанной нормы закона предусмотрена возможность процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В качестве такого основания предусмотрено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

Согласно ч.3 ст.47 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» основаниями отказа в регистрации кандидата является в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва Совет депутатов муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва на 10 сентября 2023 года.

21.06.2023 территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» приняты следующие постановления:

№ 33/133-4 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский район» при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования «Мелекесский район» 10 сентября 2023 года»,

№ 33/132-4 «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению муниципальных выборов на территории муниципального образования «Мелекесский район» - 10 сентября 2023 года»,

№ 33/137-4 «О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Мелекесский район» при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования «Мелекесский район» 10 сентября 2023 года»,

№ 33/138-4 «Об образцах заполнения подписных листов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области 10 сентября 2023 года»,

№ 33/142-4 «О формах документов, составляемых территориальной избирательной комиссией муниципального образования «Мелекесский район» при осуществлении проверки подписей избирателей, представленных кандидатами при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»,

№ 33/139-4 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов в депутаты, и Рекомендациях по оформлению кандидатами папок с подписными листами при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования «Мелекесский район» 10 сентября 2023 года», в соответствии с которым по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу №2 установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 10, максимальное количество - 14.

19.07.2023 в территориальную избирательную комиссию МО «Мелекесский район» поступило письменное согласие административного истца баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва, выдвинутого по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу № 2, в порядке самовыдвижения.

27.07.2023 у Дементьева В.Н. приняты документы для регистрации кандидата по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу №2 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва.

Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей от 27.07.2023 с подписными листами сдана одна папка, количество листов в папке 7, заявленное количество подписей – 16.

Членами Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» 28.07.2023 проведена проверка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Дементьева В.Н., по её результатам составлен итоговый протокол, согласно которому 14 подписей избирателей признаны недействительными, поскольку в подписные листы не внесены сведения об имевшейся судимости кандидата, в подписном листе указан адрес места жительства, который не соответствует данным паспорта, завершительные надписи подписного листа не содержат имя и отчество подписей и кандидата, указаны неверные данные паспорта *** избиратели, не относящиеся к Новомайнскому пятимандатному избирательному округу №2 – *** указаны адреса, по которым нельзя определить место жительства избирателей ввиду неуказания населенного пункта.

В подписных листах местом жительства Дементьева В.Н. указан г.Димитровград Ульяновской области, а не Московская область. 

Копией паспорта подтверждается, что местом регистрации Дементьева В.Н. является адрес: Московская область, Ленинский район, ***.

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 28.07.2023 все 14 (100%) подписей признаны недействительными, так как форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.9 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ, ч.ч. 2 и 3 ст. 42 Закона области №109-ЗО, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных                 п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, ч.4 ст.42 Закона области №109-ЗО                  (п.9 ч.12 ст. 46 Закона).

Согласно Постановлению территориальной избирательной комиссии МО «город Димитровград» № 44/339-4 от 01.08.2023 для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области пятого созыва по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу №2 необходимо 10 достоверных и действительных подписей избирателей.

01.08.2023 Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Мелекесский район» принято постановление № 44/339-4 «Об отказе в регистрации Дементьеву Владимиру Николаевичу кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» пятого созыва по Новомайнскому пятимандатному избирательному округу».

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Дементьева В.Н.

С выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

Разрешая спор, суд правильно определил круг лиц, участвующих в деле, характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы Дементьева В.Н. отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктами 6.2 и 6.4 указанного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 7 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Исходя из этого пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов: недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (подпункт «з») (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года №1483-О, от 25 мая 2017 года №1010-О).

При этом Федеральный закон № 67-ФЗ не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пунктов 12 и 13 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ.

Лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат в депутаты обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Закон допускает, что кандидат в депутаты может являться лицом, осуществляющим сбор подписей, однако это не освобождает его от обязанности указать сведения как в графе, фиксирующей личность кандидата, так и личность лица, удостоверяющего подписной лист.

Кроме того, заверение подписного листа подписью кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства. Поэтому отсутствие в подписном листе таких подписей или одной из них, а также дат их внесения, влечет недействительность всех содержащихся в этом листе подписей избирателей.

Доводы апелляционной жалобы заявителя относительно судимости не влияют на правильность обжалуемого решения, поскольку оно содержит выводы об отсутствии у Дементьева В.Н. судимости в связи с декриминализацией деяния.

Более того, в регистрации Дементьеву В.Н. было отказано на основании            пп.7 ч.3 ст.47 Закона ульяновской области №109-ЗО, то есть по мотиву недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Как верно указано судом, в силу подпункта «и» пункта 6.4 Закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В пункте 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ имеется оговорка о том, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что при подаче заявления                 Дементьев В.Н. адресом места жительства указал адрес: Ульяновская область, *** а не *** 

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что им указывались сведения о месте жительства, поскольку в бланке указано место жительства, а не место регистрации, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.

Ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Кроме того, согласно положениям указанной статьи недействительными признаются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Вопреки вышеприведенным требованиям закона указанные в подписных листах подписи *** не содержат указания на населенный пункт их проживания. Подпись *** года рождения, указавшей недостоверные реквизиты паспорта, а также подписи ***., проживающих в г. Димитровграде, а не в Мелекесском районе, правомерно признаны судом недействительными.

Отсутствие указания в подписных листах информации, требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей и избирателей, что, вопреки позиции административного истца, препятствует их однозначному восприятию.

Довод апелляционной жалобы о том, что руководитель ТИК Клокова М.Е. не разъяснила порядок заполнения подписных листов, судебная коллегия находит несостоятельным, как не предусмотренный законом.

Отсутствие указания полного имени и отчества Дементьева В.Н. при заверении подписных листов, а также иные нарушения, выявленные при проверке подписных листов, вопреки доводам заявителя, не могут быть признаны незначительными в силу прямого указания законом.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом не было допущено. Принятое решение является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                8 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дементьева Владимира Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.08.2023