Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 29.08.2023, опубликован на сайте 31.08.2023 под номером 108054, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие администрации МО Барышский район, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2023-000176-62

Судья Гаврилова Е.И.                                                                    Дело №33а-3682/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               29 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Пулькиной Н.А.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от                     21 апреля 2023 года по делу № 2а-205/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, выраженное в необеспечении финансирования мероприятий в целях оснащения здания муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трешникова с.Павловка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области, расположенного по адресу:  *** системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года.

Возложить на администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления  настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трешникова с.Павловка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области средствами для проведения мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу:  ***  системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года.

 

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трешникова с.Павловка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области в течение шести месяцев со дня поступления финансирования обеспечить оснащение здания, расположенного по адресу:  ***, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года.

В остальной части  исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области   оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах  неопределенного круга лиц к МОУ ООШ с.Павловка МО «Барышский район», администрации МО «Барышский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер для обеспечения антитеррористической защищенности, возложении обязанности обеспечить финансирование и выполнение работ по оснащению здания школы средствами обеспечения антитеррористической защищенности. 

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Барышского района проверки установлено, что данная школа, расположенная по адресу: *** имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, а именно в нарушение п.п.«д» п.24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 от 02.08.2019 здание школы, которое относится к объекту четвертой категории опасности в соответствии с паспортом безопасности, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. 

В адрес Управления образования МО «Барышский район» внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. В соответствии с Уставом  школы ее учредителем является  МО «Барышский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Барышский район».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление образования МО «Барышский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Не соглашается с выводами суда о возложении обязанности по финансированию мероприятий антитеррористической защищенности на администрацию МО «Барышский район». Указывает, что согласно Уставу                   школы  органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя от имени МО «Барышский район», является Управление образования указанного муниципального образования.

Исходя из полномочий данного органа местного самоуправления, закрепленных в Положении об Управлении образования МО «Барышский район» следует, что на него возлагается, в том числе обязанность по финансированию деятельности образовательных организаций. Обращает внимание, что Управление образования МО «Барышский район» не входит в структуру администрации муниципального образования, является отдельным юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств по расходам учреждений образования. Кроме того, проверочные мероприятия также проводилась непосредственно в отношении Управления образования, а не администрации муниципального образования. Однако ходатайство о привлечении Управления образования МО «Барышский район» Ульяновской области в качестве соответчика (надлежащего ответчика) было необоснованно оставлено судом без удовлетворения.

Вопреки мнению суда полагает, что бездействие со стороны администрации МО «Барышский район» Ульяновской области отсутствует, что подтверждается представленной прокуратуре информацией.

Кроме того, считает установленный судом срок исполнения решения неразумным, принятым без учета решения о бюджете на 2023 г., а также длительности мероприятий по проведению муниципальных закупок.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление образования                           МО «Барышский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны  не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее,  проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019                      № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу подп.«а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подп.«г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом «д» п. 24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п.31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6.1 ст.8 Устава                           МО «Барышский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области от 19.02.2007 № 1/4) к вопросам местного значения Барышского района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе разрабатывание и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях Барышского района информационно-пропагандистических мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан непринятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Ульяновской области; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности Барышского района или в ведении органов местного самоуправления Барышского района.

Согласно п.4 ст.21 Устава МО «Барышский район» Ульяновской области структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» составляют: Совет депутатов муниципального образования «Барышский район», Глава муниципального образования «Барышский район», администрация муниципального образования «Барышский район», иные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относятся: Управление финансов муниципального образования «Барышский район», Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район», Управление образования муниципального образования «Барышский район».

Как установлено судом, МОУ ООШ с.Павловка МО «Барышский район» осуществляет свою деятельность в здании по ***

Данному объекту в соответствии с п.13 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, присвоена четвертая категория опасности соответственно. Названный объект находится в пользовании образовательного учреждения.

По результатам проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения, прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанное здание не оснащено в соответствии с предписаниями подп. «д» п.24 вышеназванных Требований.

Согласно Уставу МОУ ООШ с.Павловка МО «Барышский район» учредителем школы является муниципальное образование «Барышский район», функции и полномочия которого осуществляет Управление образования                         МО «Барышский район»  Ульяновской области  (л.д.83).

Финансовое обеспечение образовательной деятельности школы осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансирование расходов на содержание зданий осуществляется из местного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.п.6.3-6.6 Устава) (л.д.93 об.-94).

В силу Положения об Управлении образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области от 16.12.2015 № 47/189-14, Управление является органом местного самоуправления, который осуществляет управление образованием муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области. Управление в своей деятельности подчиняется администрации МО «Барышский район» Ульяновской области. Учредителем Управления является администрация МО «Барышский район» Ульяновской области.

При этом Управление образования МО «Барышский район», осуществляя функции учредителя от имени муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в отношении подведомственных образовательных организаций и учреждений, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Барышский район, выделенных в соответствии с классификацией расходов на образование (п.п.3.3, 3.8 Положения).

В соответствии со статьями 15, 17, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Суд обоснованно возложил обязанность по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности школы, на орган местного самоуправления района – администрацию                              МО «Барышский район» Ульяновской области, наделенную в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации района.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованным довод администрации МО «Барышский район» Ульяновской области о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора об устранении нарушений антитеррористического законодательства в МОУ ООШ с. Павловка МО «Барышский район» является Управление образования                            МО «Барышский район», поскольку к задачам и функциям Управления согласно Положению относится решение вопросов местного значения в сфере образования. Кроме того, у Управления образования  МО «Барышский район» отсутствуют установленные законом полномочия по обеспечению соблюдения требований антитеррористической защищенности в отношении здания, собственником которого оно не является.

На администрации МО «Барышский район» Ульяновской области лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности школы, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше норм права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возложена на данный орган местного самоуправления.

Установленные судом сроки исполнения решения суда судебная коллегия читает разумными, оснований для изменения решения в данной части не имеется.

Административные ответчики не лишены права на стадии исполнения решения суда при наличии объективных причин, препятствующих исполнению, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от                                 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30.08.2023.