Судебный акт
О понуждении ликвидировать стоянку автотранспорта
Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 05.09.2023 под номером 108049, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-008554-09

Судья Шабинская Е.А.                                                                  Дело №33а-3634/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      22 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 июня 2023 года, по делу №2а-539/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять меры к ликвидации стоянки транспортных средств на асфальтированной площадке отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора     Стерлядевой Е.В., заинтересованного лица – Мисюры А.М. поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределённого круга к администрации города Ульяновска о возложении обязанности принять меры к ликвидации стоянки транспортных средств на асфальтированной площадке.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в ходе исполнения проверки исполнения администрацией г.Ульяновска земельного законодательства выявлены факты бездействия, выразившиеся в несоблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, и непринятии исчерпывающих мер по ликвидации стоянки транспортных средств на земельном участке с кадастровым номером *** в г.Ульяновске, входящем в границы сквера: скульптурные композиции Ульяновского высшего военно-технического училища (далее - УВВТУ).

Земельный участок с кадастровым номером ***  по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, является собственностью муниципального образования «город Ульяновск» и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска под сквером: скульптурные композиции УВВТУ. В границы указанного земельного участка входит асфальтированная площадка, на которой в нарушение вышеперечисленных норм действующего законодательства осуществляется стоянка автотранспортных средств. Таким образом, бездействием администрации г.Ульяновска, выразившимся в непринятии мер к ликвидации стоянки транспортных средств, грубо нарушены нормы действующего земельного и природоохранного законодательства.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность в течение                   3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации стоянки транспортных средств на асфальтированной площадке, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район под сквером: скульптурные композиции УВВТУ, путем установки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст, дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена», а также бетонных полусфер, ограничивающих въезд транспортных средств на территорию сквера.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска,                                 ООО «Управляющая компания Звезда», Мисюра А.М.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор не соглашается с решением суда, просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Полагает, что ссылка суда на данные публичной кадастровой карты о виде разрешенного использования земельного участка «для общего пользования» (уличная сеть) несостоятельна, поскольку на официальном сайте Росреестра такие сведения отсутствуют. Иных данных, подтверждающих вывод суда, в материалах дела не содержится. Разрешенный вид использования земельного участка во всех случаях определен как земельные участки общего пользования, также классифицированный как благоустройство территории (согласно классификатору, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412), что соответствует фактическому порядку использования спорного земельного участка: под сквером скульптурные композиции военно-технического училища.

Указывает, что исходя из положений СП 475.1325800.2020. Свод правил. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства находящиеся на территории парка площадки не предназначены для размещения стоянки (парковки) автотранспорта. Учитывая, что скверы и парки имеют идентичное функциональное назначение и правовой статус (озеленение территории), полагает, что указанные строительные нормы также применимы к скверам.

В возражениях на апелляционное представление администрация г.Ульяновска, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, представление – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке поименованы в ст.310 КАС РФ.

Вместе с тем, таких оснований судебной коллегией по административным делам при апелляционном рассмотрении дела не установлено.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

По таким административным делам прокурор,  обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые ссылается как на основания своих требований.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обращаясь с настоящим административным иском в суд, прокурор указывал на незаконное, по его мнению, бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в непринятии мер к ликвидации стоянки транспортных средств, в связи с чем полагал, что администрация г.Ульяновска обязана принять соответствующие меры путем установки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст, дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена», а также бетонных полусфер, ограничивающих въезд транспортных средств на территорию сквера.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации г.Ульяновска от 16.11.2018 №2378 «О предоставлении Управлению ЖКХ и благоустройства в постоянное (бессрочное) пользования земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска» органу местного самоуправления предоставлен в пользование участок с кадастровым номером *** по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 28.01.2019 №143 «О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 25.06.2018 №1172» вышеуказанный земельный участок, площадью 4857 кв.м (сквер военно-технического училища), был включен в реестр муниципального имущества.

Согласно проекту планировки территории центральной части г. Ульяновска, утвержденному постановлением администрации г. Ульяновска от 23.07.2009 №5845, указанный земельный участок частично расположен на территории жилых, общественно-деловых, производственных, коммунально-складских микрорайонов и кварталов, частично - на территории общего пользования.

Постановлением администрации г. Ульяновска от 16.09.2021 №1370 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные постановлением администрации от 10.08.2021 №1166, в части земельного участка с кадастровым номером  ***

Данный участок отнесен к территориальной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего пользования).

Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

21.06.2022 прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска в адрес Главы города Ульяновска Вавилина Д. А. было вынесено предписание об устранении нарушений закона, в котором указывалось о  том, что действиями администрации г. Ульяновска, выразившимися во включении в границы земельного участка с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (сквер: скульптурные композиции УВВТУ), асфальтированной площадки, на которой установлены дорожные знаки  и осуществляется стоянка транспортных средств, грубо нарушены нормы действующего законодательства. Возложена обязанность принятия мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Согласно письму Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска от 07.07.2022 в ответ на обращение Мисюры А.М., дорожный знак 6.4 «Парковка» совместно со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды», расположенный в районе сквера военно-технического училища демонтирован.

Из ответа Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска от 04.07.2022 следует, что дорожные знаки «Парковка», «Инвалиды» были демонтированы силами администрации г.Ульяновска.

01.11.2022 силами МБУ «Правый Берег» были установлены две полусферы на въезде на указанную асфальтированную площадку.

В соответствии с актом от 18.01.2023 комиссионного обследования главным специалистом-экспертом Управления ЖКХ администрации г.Ульяновска  Домаевой И.В. и помощником прокурора Ленинского района г.Ульяновска Стерлядевой Е.В.  в ходе обследования земельного участка под сквером УВВТУ обнаружено отсутствие дорожных знаков 6.4 «Парковка» с дополнительной информацией 8.17. «Инвалиды». Полусферы на данном участке отсутствуют. На момент выхода на земельном участке была осуществлена стоянка транспортных средств.

Согласно публичной кадастровой карте категория земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в Ленинском районе г.Ульяновска, земли поселений (земли населенных пунктов), территории общего пользования.

В соответствии со ст.13 «карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г.Ульяновска от 10.08.2021 №1166, рассматриваемый земельный участок расположен на территории Р2-зона зеленых насаждений общего пользования, частично на территории инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д.43-44, 46).

Постановлением администрации г. Ульяновска от 15.12.2021 №2022 принято решение о подготовке проекта  внесения изменений в проект планировки территории центральной части  муниципального образования «город Ульяновск, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченными улицами Робеспьера, Нижнеполевой, Карла Маркса, Старосвияжский пригород, переулком Робеспьера. Проектом предлагается отобразить указанный земельный участок как территорию общего пользования (объект зеленого фонда), отменить проходящую по нему красную линию и установить новую красную линию. Общественные обсуждения проводились с 09.12.2022 по 26.12.2022 включительно. По результатам общественных обсуждений организатором рекомендовано утвердить проект (л.д. 75-76, 81).

Материалы по проекту направлены в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области для утверждения.

Законом Ульяновской области от 29.08.2022 №73-ЗО внесены изменения о закон Ульяновской области от 18.12.2014 №210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государствкенной власти Ульяновской области» в части передачи с 01.01.2023 на региональный уровень полномочий по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов Ульяновской области документации по планировке территории.

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией г.Ульяновска принимались надлежащие меры к выявлению парковки на земельном участке с кадастровым номером *** в Ленинском районе г.Ульяновска При этом правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации автостоянки в отсутствие утвержденного проекта планировки территории центральной части  муниципального образования «город Ульяновск», применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченными улицами Робеспьера, Нижнеполевой, Карла Маркса, Старосвияжский пригород, переулком Робеспьера, в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и прилегающей к нему территории до дома №1 по ул.Старосвияжский пригород, а также без установленных новых красных линий, у суда первой инстанции не имелось.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, земельный участок с кадастровым номером ***  расположен на территории Р2-зона зеленых насаждений общего пользования, частично на территории инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе уличная сеть.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» улично-дорожная сеть - размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.14.97.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.

Поскольку прокурор заявил административные исковые требования об установке в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст, дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена», а также бетонных полусфер, ограничивающих въезд транспортных средств на территорию сквера, суд первой инстанции, разрешая спор в пределах заявленных требований, согласно ч.1 ст.178 КАС РФ, обоснованно отказал в удовлетворении административного иска прокурору.

Иные требования прокурором не заявлены.

Вопреки доводам представления об отсутствии сведений на официальном сайте Росреестра, сведения о категории земель спорного земельного участка содержатся в официальных данных Публичной кадастровой карты на сайте https://egrp365.org/map.

В целом, доводы, изложенные в апелляционном представлении, повторяют доводы административного иска, не содержат новых доводов и обстоятельств, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 февраля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 июня 2023 года, оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023