Судебный акт
О взыскании расходов на приобретение лекартсвенных препаратов
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 04.09.2023 под номером 108048, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

ЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-001314-60

Судья Кудряшова Н.В.                                                                         Дело № 33-3855/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 мая 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 20 июня 2023 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-1143/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах Курылевой Елены Евгеньевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к оформлению рецептов, обеспечению лекарственными препаратами по выписанным рецептам, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Курылевой Елены Евгеньевны (СНИЛС ***) денежные средства в размере 10 347 рублей, затраченные на приобретение лекарственных препаратов  по рецептам серии *** № *** от 16 декабря 2022 года на лекарственный препарат «***» и серии *** № *** от 10 января 2023 года на лекарственный  препарат «***»,  компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего взыскать 15 347 рублей.

В остальной части иска прокурору г.Димитровграда в защиту интересов Курылевой Елены Евгеньевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда в большем размере отказать.

В удовлетворении иска прокурору в интересах Курылевой  Е.Е. к ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к своевременному оформлению рецептов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор г.Димитровграда обратился в суд в защиту прав и законных интересов Курылевой Е.Е. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о возложении обязанности по оформлению рецептов, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что 16.12.2022 лечащим врачом КБ № 172 филиала ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Курылевой Е.Е. был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата «***» в количестве 4 шт., 10.01.2023 был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата «***» в количестве 3 шт.

Лекарственные средства по рецептам Курылевой Е.Е. не выданы, по причине их отсутствия в аптечной сети.

28.02.2023 вышеуказанные лекарственные средства на общую сумму 10 347 рублей ею приобретены самостоятельно.

Прокурор просил обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Курылевой Е.Е. на лекарственные препараты «***», «***» в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Курылевой Е.Е. затраченные на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 10 347 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека».

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области содержится просьба об отмене решения суда.

В обоснование жалобы указано, что Министерством проведены все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приведены доводы о несогласии с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, поскольку не представлено доказательств причинения Курылевой Е.Е. физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства.

Отмечено, что определенный судом размер компенсации морального вреда является необоснованно завышенным.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Димитровграда просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Курылева Елена Евгеньевна, 05.08.1986 года рождения, является *** и наблюдается в поликлинике для взрослых № 3 КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России с диагнозом: ***.

 

Лечащим врачом Курылевой Е.Е. были выписаны льготные рецепты: 16.12.2022 - на получение лекарственного препарата «***» № *** в количестве 4 шт. (л.д.12);  10.01.2023  - на получение  лекарственного препарата «***» 10 мг № 20 в количестве 3 шт. (л.д.13).

 

На момент обращения Курылевой Е.Е. в аптеку № 16 ГУ «Ульяновская государственная аптека» с рецептами от 16.12.2022, 10.01.2023, лекарственные препараты «***» и «***» отсутствовали на складе Учреждения (л.д. 39).

 

28.02.2023 Курылевой Е.Е. приобретены данные лекарственные препараты на общую сумму 10 347 рублей, в том числе, «***»  - 7 653 рубля, «***» - 2 694 рубля (л.д.15,17).

 

Прокурор, ссылаясь на то, что в связи с необеспечением Курылевой Е.Е. необходимыми ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами, она была вынуждена приобретать их самостоятельно и понесла расходы, обратился в суд с настоящим иском.

 

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований.

 

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

 

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

 

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

 

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

На основании части 1 статьи 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

 

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

 

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

 

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включены препараты: эналаприл, кетоаналоги аминокислот.

 

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права в их взаимосвязи, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение Курылевой Е.Е. бесплатно необходимыми лекарственными препаратами, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Курылевой Е.Е. денежных средств в размере 10 347 рублей, затраченных на приобретение лекарственных препаратов  по рецептам лечащего врача, а также компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

 

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Курылевой Е.Е. бесплатно лекарственными препаратами «***» и «***», включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области, как органе исполнительной власти Ульяновской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения.

 

Судом правомерно указано, что непредоставление истцу Курылевой Е.Е. лекарственных препаратов в рекомендованных лечащим врачом количестве влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство проводило все возможные мероприятия для организации закупок льготных медицинских изделий, являются несостоятельными.

 

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

 

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств причинении физических или нравственных страданий Курылевой Е.Е., которые были следствием бездействия Министерства, являются несостоятельными, исходя из следующего.

 

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

 

Установив, что по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области были нарушены права Курылевой Е.Е. на получение эффективного лечения в связи с имеющимся заболеванием, что отрицательно сказывается на ее здоровье и эмоциональном состоянии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда в размере 5000 рублей.

 

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая характер нравственных страданий, причиненных истцу нарушением его личных неимущественных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

 

Несогласие заявителя апелляционной жалобы с размером компенсации морального вреда само по себе не является основанием к отмене либо изменению принятого судебного решения, поскольку определение характера и степени причиненного морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела.

 

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная коллегия не усматривает.

 

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

 

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 мая 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 20 июня 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2023 года.