Судебный акт
Определение
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 25.08.2023 под номером 107961, 2-я гражданская, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области обеспечить тех. средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

Судья Бунеева Е. В.                                                           73RS0014-02-2023-000094-28

Дело №33-3798/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                       8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлейкина М.И., 

судей Герасимовой Е.Н., Самылиной О.П.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2023 года, с учетом определения от 13 июня 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-2-85/2023, по которому постановлено:

иск и.о. прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в интересах Беляниной Евдокии Михайловны, удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Белянину Евдокию Михайловну техническим средством реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида  № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от  13 февраля 2023 г.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

 

И.о. прокурора Павловского района Ульяновской области интересах Беляниной Е.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее ОСФР по Ульяновской области)  о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации. 

Требования были мотивированы тем, что  Белянина Е.М., *** года рождения, является инвалидом ***.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от 13 февраля 2023 г. № *** Белянина Е.М. подлежит обеспечению ***

Данными техническими средствами реабилитации в полном объеме Белянина Е.М. ответчиком до настоящего времени не обеспечена.

В связи с этим, прокурор просил суд возложить на ответчика ОСФР по Ульяновской области обязанность обеспечить Белянину  Е.М. вышеуказанными техническими средствами реабилитации.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области выражает несогласие с решением суда и просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывают, что поставка ***  не осуществлялась по причине отсутствия действующих государственных контрактов. По итогам конкурентной закупки заключен государственный контракт от 5 апреля 2023 г. №276 на поставку ***. Формирование направлений на получение данного вида технического средства реабилитации станет возможным после поставки товара на территорию региона. Полагают, что не обеспечение истца техническими средствами реабилитации произошло не по вине ОСФР по Ульяновской области, поскольку ими своевременно предпринимались необходимые и достаточные меры для исполнения обязанностей по обеспечению инвалидов  техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Белянина Е.М., *** года рождения, является инвалидом ***.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от 13 февраля 2023 г. № *** Белянина Е.М. подлежит обеспечению ***

Ссылаясь на то, что Белянина Е.М. не обеспечена указанным средством реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Белянина Е.М. была обеспечена ***

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика  обязанность по обеспечению Беляниной Е.М. техническими средствами реабилитации – ***

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Пунктом 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, предусмотрены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.

Во исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что  Белянина Е.М. по ее заявлению от 16 января 2023 г. не обеспечена техническими средствами реабилитации - ***

Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению инвалиду технические средства реабилитации, то выводы суда первой инстанции о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Белянина Е.М. указанными техниче6скими средствами реабилитации, являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области обязанности принимались меры по обеспечению Беляниной Е.М. техническими средствами реабилитации, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву отсутствия контрактов на поставку данных технических средств.

Сведений о получении Беляниной Е.М. указанных технических средств реабилитации в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2023 года, с учетом определения от 13 июня 2023 года об исправлении описки, в оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 августа 2023 г.