УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2023-001018-67
Судья Русакова И.В. Дело №
33-3875/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 22 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Самылиной О.П.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 12 апреля 2023 года, по гражданскому делу №
2-1026/2022, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского
района города Ульяновска, действующего в интересах *** У*** А*** М***, к
государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница
святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения
Ульяновской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга, взыскании
денежных средств удовлетворить.
Обязать государственное
учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола
Андрея Первозванного» выписывать У*** А*** М*** медицинское изделие - *** из
расчета один *** на 14 дней.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать У*** А*** М*** на
основании выписанных рецептов медицинским изделием - *** из
расчета один *** на 14 дней.
Взыскать с Министерства
здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя
несовершеннолетней У*** А*** М*** – Ушаковой Ирины Сергеевны в счет возмещения
расходов, понесенных на приобретение изделия медицинского назначения – *** сумму
в размере 34 722 руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения законного
представителя несовершеннолетней Ушаковой И.С., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с
иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах *** У*** А.М. к
Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Городская клиническая
больница святого апостола Андрея Первозванного» об обеспечении системой
непрерывного мониторинга, взыскании денежных средств.
Требования мотивировал тем, что У*** А.М., *** года рождения
является ***, страдает ***. Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская
клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № *** от 01.08.2022
установлена нуждаемость У*** А.М. в применении ***. Однако Ушакова А.М. до
настоящего времени *** не обеспечена, льготные рецепты на получение указанной ***
ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
поликлиническое отделение №1 выписываются в рукописном виде. В связи с
необеспечением медицинскими изделиями законным представителем самостоятельно
приобретаются ***. Так, 01.08.2022 Ушаковой И.С. приобретено *** на сумму 34
722 руб.
Прокурор просил суд возложить на ГУЗ «Городская клиническая
больница святого апостола Андрея Первозванного» обязанность выписывать У***
А.М., *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение ***; обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить У*** А.М.
*** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией;
взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного
представителя У*** А.М. – Ушаковой И.С. денежные средства в размере 34 722 руб., затраченные на приобретение
медицинских изделий *** в количестве 6 штук) для несовершеннолетней У*** А.М.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон
от 21.11.2011 №326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в Российской Федерации», распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских
изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в
рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по
рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг»,
указывает, что производить выписку *** не представляется возможным, поскольку данная
*** не включена ни в один льготный перечень. Целесообразность применения *** в
клинических рекомендациях отражена только при определенных условиях. Указывает,
что препараты и изделия сверх льготных перечней могут быть закуплены пациентами
за свой счет, а закупка указанных истцом медицинских изделий приведет в
нецелевому расходованию бюджетных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу Ушакова И.С. просит
отказать в её удовлетворении.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое
государством, Конституция Российской Федерации относит к числу
конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья,
медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской
Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том
числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без
взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских
услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного
медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны
здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем
обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными
препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного
питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических
функций организма, функциональное назначение которых не реализуется путем
фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического
воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться
взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению,
качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга
(часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления
государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий
перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг
включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации
утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания
для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 и порядки формирования таких перечней
(часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение
всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в
возрасте до 18 лет.
Из материалов дела следует и судом установлено, что У***
А.М., *** года рождения, является *** категория *** (л.д.16), страдает
заболеванием ***.
Решением врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая
больница святого апостола Андрея Первозванного», оформленным протоколом № ***
от 01.08.2022 У*** А.М. признана нуждающейся в *** из расчета 1 *** на 14 дней
ежемесячно.
Судом установлено, что Министерством здравоохранения
Ульяновской области меры, направленные на обеспечение У*** А.М. *** не приняты,
льготные рецепты на получение указанной *** ГУЗ «Городская клиническая больница
святого апостола Андрея Первозванного» выписываются на бумажном носителе, что
не обеспечивает их исполнение.
Законным представителем несовершеннолетней У*** А.М. –
Ушаковой И.С. 01.08.2022 было приобретено
6 *** на сумму 34 722 руб.
Соответственно, истец имеет право на компенсацию понесенных
им расходов за самостоятельное приобретение указанного медицинского
изделия. Согласно представленным документам, размер понесенных расходов
составил 34 722 руб. (л.д.13, 71,72).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что
ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное
получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), возложив на ГУЗ
«Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
обязанность выписывать У*** А.М. медицинское изделие - *** из расчета один ***
на 14 дней, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно
обеспечивать У*** А.М. на основании выписанных рецептов медицинским изделием
- ***
из расчета один *** на 14 дней, кроме того, учитывая, что положенными медицинскими изделиями У*** А.М. обеспечена не
была, на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложил обязанность
по возмещению понесенных истцом убытков, связанных с самостоятельным
приобретением этих медицинских изделий.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном
толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Нуждаемось У*** А.М. в применении *** подтверждена представленными в
материалы дела медицинскими документами.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГУЗ
«Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № *** от
01.08.2022 принято решение о том, что *** У*** А.М. нуждается в *** необходимо ходатайствовать
перед Министерством здравоохранения Ульяновкой области о льготном обеспечении У***
А.М. *** в 2022 году по индивидуальной закупке в количестве из расчета 1 *** на 14 дней ежемесячно.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о
наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика убытков,
связанных с самостоятельным приобретением указанных медицинских изделий.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение
расходными материалами к *** за счет средств обязательного медицинского
страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях
круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной
коллегией ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской
Федерации).
Государственная политика в интересах детей является
приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения
обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки
их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи
4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских
организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы
здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной
медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику,
диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное
наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей,
страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей
(статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану
здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и
свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской
Федерации как социального государства направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав,
в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права
ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам
системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по
спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим
правовым регулированием предусмотрено обеспечение *** всеми лекарственными
препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными
препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших
препаратов для медицинского применения.
Исследование *** методом непрерывного мониторирования, о
котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской
помощи детям при *** (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава
России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).
Метод непрерывного мониторирования *** также предусмотрен
Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации
по лечению ***. Поскольку *** является
средством диагностики при непрерывном мониторировании ***, судебная коллегия
приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с
учетом его нуждаемости в непрерывном ***.
Судебная коллегия отмечает, что обеспечение *** необходимой
ему по жизненным показаниям *** не может ставиться в зависимость от включения
указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий,
отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных
услуг, на который ссылается автор апелляционной жалобы, поскольку иное
толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного
конституцией права ребенка-инвалида на охрану его здоровья.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12 апреля
2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23 августа 2023 года.