Судебный акт
Определение
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 23.08.2023 под номером 107928, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001137-63

Судья Алексеева Е.В.                                                                           Дело № 33-3502/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Шлейкина М.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 апреля 2023 года, с учетом определений от 19 апреля 2023 года и 24 мая 2023 года об исправлении описок, по делу №2-1544/2023, по которому постановлено:  

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах     Землянушиной Татьяны Сергеевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность в рамках реализации   Федерального    закона  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от  21.12.1996 года за № 159-ФЗ   обеспечить Землянушину Татьяну Сергеевну благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного  жилого  помещения  на территории  МО «город Ульяновск» Ульяновской области.   

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Землянушиной Т.С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства  и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением специализированного  жилищного фонда.

Исковые требования были мотивированы тем, что Землянушина Т.С., *** 2003 года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением  координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области  от 21 декабря 2017 г. Землянушина Т.С. включена в списки лиц, имеющих право на получение  специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение ей  не предоставлено.

В связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить Землянушину Т.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма  специализированного жилого помещения  на территории МО «город Ульяновск».

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области принимаются  все возможные меры для увеличения финансирования, выделяемого на приобретение жилых помещений для детей-сирот, и поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Доведенные до Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области по состоянию на 4 мая 2023 лимиты и наличие 381 исполнительного производства по ранее вынесенным решениям судов не позволяют обеспечить истца жилым помещением в разумный срок. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда первой инстанции. Финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию исполнения областного бюджета, является Министерство финансов Ульяновской области.     

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Землянушина Т.С., *** 2003 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заочным решением Мелекесского районного суда  Ульяновской области от 12 декабря 2018 г. отец Землянушиной Т.С. - *** С.К. лишен родительских прав в отношении нее. Мать Землянушиной Т.С - *** Н.Б. умерла ***.2010  года.

Землянушина Т.С. в несовершеннолетнем возрасте передавалась под опеку, также находилась в специализированно  учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории МО «г. Ульяновск».

Постановлением главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 12 марта 2012 года Землянушина Т.С. включена в списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади, и поставлена на регистрационный учет для получения жилья.

При этом, Землянушина Т.С. жилого помещения в собственности или на условия социального найма не имеет,

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 21 декабря 2017 г. Землянушина Т.С.   включена        в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Землянушиной Т.С. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Судебная коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшим до 1 января 2023 года), которым так же предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.

Следовательно, надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой об отсутствии достаточного финансирования не могут служить основанием для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, поскольку эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, истец Землянушина Т.С. не является стороной данных отношений.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 апреля 2023 года, с учетом определений от 19 апреля 2023 года и 24 мая 2023 года об исправлении описок, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  31 июля 2023 г.