Судебный акт
Взыскание единовременной выплаты
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 29.08.2023 под номером 107912, 2-я гражданская, о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-01-2023-000143-27

Судья Школенок Т.Р.                                                                           Дело № 33-3757/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,  

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Ульяновского  областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 мая 2023 года по делу №2-395/2023, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении  исковых требований Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к  Панюшеву  Александру Владимировичу  о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в  размере  250 000 рублей – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске Военковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Панюшева А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ», Учреждение)  обратилось в суд с иском к  Панюшеву  А.В. о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты. В обоснование иска указало, что 21.02.2022 ответчик обратился  в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (далее - Департамент) с заявлением об оказании государственной социальной помощи.  Распоряжением Департамента от 11.03.2022 № 1040 ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере  250 000 руб., заключен  социальный  контракт и  разработана программа социальной  адаптации на  период  с 15.03.2022 по  14.03.2023.   Департаментом в адрес Панюшева  А.В.  были направлены письма о необходимости выполнения  условий социального  контракта: покупке  оборудования  и  предоставления  отчета  о  целевом  расходовании средств, полученных  при  заключении  социального  контракта. 04.07.2022 в письменном обращении Панюшев  А.В.  просил продлить  срок реализации мероприятий  программы  социальной  адаптации до  01.08.2022, которое было удовлетворено, срок продлен до  01.08.2022.   05.10.2022 Департаментом  вынесено  распоряжение  о  прекращении  предоставления  государственной  социальной  помощи. В  связи с  невыполнением  условий  социального  контракта и  мероприятий, предусмотренных  программой  социальной  адаптации, необоснованно  полученные  средства, предоставленные  в  качестве  государственной социальной помощи, подлежат возврату. Претензия в адрес ответчика от 16.12.2022 о возврате денежных средств осталась без ответа и удовлетворения. Учреждение просило взыскать с ответчика необоснованно полученную единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ульяновское  областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»  считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации от 15.03.2022, и условия социального контракта, подписанные Панюшевым А.В., не выполнялись. Полагает, что документы, представленные Панюшевым А.В. в суд о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и покупке оборудования, не могут служить основанием для отказа в иске, так как условия социального контракта выполнены несвоевременно. Обращает внимание, что в отношении Панюшева А.В. было принято решение о прекращении предоставления ему социальной помощи и возврате денежных средств. В силу действующего законодательства несвоевременное исполнение условий контракта также является основанием для возврата денежных средств.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от  11.03.2020 № 1040 Панюшеву  А.В. была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. (том 1, л.д. 43-45).

На основании социального контракта, заключенного между Панюшевым А.В.  и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, была разработана программа социальной адаптации на период с 15.03.2022  по  14.03.2023 (том 1, л.д. 40-42).

Как следует из программы социальной адаптации малоимущей семьи, выбранной Панюшевым  А.В. для реализации, им заявлено основное мероприятие: осуществление индивидуальной  предпринимательской деятельности, срок  реализации  12 месяцев,  размер единовременной денежной выплаты – 250 000 руб., направление (вид) индивидуальной предпринимательской деятельности – «кондитерская-кулинария» (том 1, л.д. 40-42). 

Согласно бизнес-плану в качестве обоснования запрашиваемой суммы Панюшев  А.В. указал на  необходимость приобретения:  расходных  материалов  (март – апрель 2022)  - 1040 руб.,  тележка-шпилька  для противней  - 30 662 руб., шкаф  холодильный  СВ  107S – 73 705 руб., шкаф  расстоечный  тепловой  ШРТ 8 – 49 637 руб.,  мукоотсеиватель Каскад  - 36 006 руб., тестомес  - 58 950 руб.  (том 1, л.д.46).

15.03.2022  между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске (в настоящее время - Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске) и  Панюшевым А.В. заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. По условиям заключенного социального контракта  со сроком действия по 14.03.2023, ответчик принял  на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, и осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, в том числе приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы (том 1, л.д. 38-39).

Как следует из пункта 2.2 контракта, Учреждение взяло на себя обязательство предоставить ответчику государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось, что ответчику была перечислена  единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Панюшева  А.В. от 04.07.2022 решением рабочей  группы  по рассмотрению  вопросов  об  оказании  государственной  социальной  помощи   от  07.07.2022 № 19 ответчику был  продлен срок реализации  программы  социальной адаптации  - покупка  оборудования  - до  01.08.2022 (том 1, л.д. 32, 33).

Распоряжением Департамента  Министерства  семейной, демографической  политики  и  социального  благополучия  Ульяновской  области  в  г.  Ульяновске  №5082 от  05.10.2022 предписано прекратить  предоставление  государственной  социальной помощи  на основании социального контракта   на осуществление  предпринимательской  деятельности  Панюшеву  А.В. (том 1, л.д. 30).

10.10.2022 и 16.12.2022  в адрес ответчика были направлены уведомления о расторжении социального контракта и возврате денежных средств в сумме 250 000 руб. в срок до 16.01.2023   (том 1, л.д. 28).

Ссылаясь на то, что Панюшевым А.В. не исполнены условия социального контракта, денежные средства не возвращены, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ), который также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 5).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 8.1).

Частью 2.1. ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) являются одним из видов оказания государственной социальной помощи.

В Ульяновской области отношения, связанные с определением размера, условий, порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области, урегулированы Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО (далее – Закон Ульяновской области № 160-ЗО).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 160-ЗО установлено, что минимальный и максимальный размер оказываемой получателям за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в денежном выражении, а также порядок и методика определения размера указанной государственной социальной помощи в денежном выражении в конкретных случаях ее оказания устанавливаются Правительством Ульяновской области.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 160-ЗО финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением данного Закона, осуществляется в установленном Правительством Ульяновской области порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели законом об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период исполнительному органу государственной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждены Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее – Положение № 164-П), а также Методика определения размера государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, в денежном выражении в конкретных случаях ее оказания.

Положение № 164-П, как указано в его п. 1.1, в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» определяет порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно п. 1.3 Положения № 164-П государственная социальная помощь оказывается в том числе в форме единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта (подп. 3).

Пунктом 1.15 Положения № 164-П установлено, что решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается территориальным органом по месту жительства или по месту пребывания заявителя в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня обращения с заявлением и документами, которые заявитель или его представитель должны представить самостоятельно.

Согласно п. 1.28 Положения № 164-П контроль за целевым, эффективным и правомерным использованием средств, направляемых на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, осуществляет уполномоченный орган в соответствии с предоставленными полномочиями.

Пунктом 2.1 Положения № 164-П определено, что основными принципами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть использована получателем исключительно на реализацию мероприятий, связанных с выполнением обязательств по социальному контракту.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется заявителям в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций утверждается уполномоченным органом.

В соответствии с п. 2.6 Положения № 164-П государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

Согласно п. 2.14 Положения № 164-П в целях обеспечения реализации мероприятия, указанного в абзаце третьем пункта 2.6 данного раздела, государственная социальная помощь предоставляется в виде единовременной денежной выплаты для ведения предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 350 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в бизнес-плане и программе социальной адаптации, при условии соблюдения требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается территориальным органом и оформляется соответствующим распоряжением территориального органа в том числе случае: неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или) мероприятий по причинам, являющимся уважительными (п. 2.24).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на получателя в соответствии с социальным контрактом, а также в случае выявления учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно не позднее одного месяца со дня принятия решения о таком прекращении (п. 2.28 Положения № 164-П).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства, что Панюшев А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, им заключен договор аренды нежилого помещения, приобретено необходимое для ведения предпринимательской деятельности оборудование и имущество, то есть ответчиком выполняются цели программы и условия социального контракта, пришел к верному выводу об отказе в иске.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда и установленные по делу обстоятельства.

Несвоевременное исполнение ответчиком условий социальной контракта было обусловлено объективными причинами, что установлено судом первой инстанции, в связи с чем данное обстоятельство не может в рассматриваемом случае является безусловным основанием для возврата денежных средств.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского  областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» – без удовлетворения.               

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  16.08.2023.