Судебный акт
Транспортный налог
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 21.08.2023 под номером 107808, 2-я гражданская, о взыскании транспортного налога, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-000592-84

Судья Павлов Н.Е.                                                                              Дело №33а-3630/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          15 августа  2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 апреля 2023 года по делу №2а-745/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Чекановой Наталье Геннадьевне, *** года рождения, зарегистрированной по адресу: город Ульяновск, ***, о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 45 074,39 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 26.06.2020 в сумме 2244,17 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 113,49 руб., а всего 47 432,05 руб.  отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

установила:

 

Управление  Федеральной налоговой службы  по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском Чекановой Н.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

В обоснование требований указано, что Чеканова Н.Г. состоит на налоговом учете. В собственности административного ответчика находились автомобили       МАЗ 5440А8-360-031, государственный регистрационный знак ***,          МАЗ 5440А5-370-031, государственный регистрационный знак ***.

Обязанность по оплате транспортного налога за 2019 год Чеканова Н.Г.  не исполнила. В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации на задолженность по транспортному налогу ответчику были начислены пени.

Мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского судебного района               г. Ульяновска 15.03.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с Чекановой Н.Г. задолженности по транспортному налогу, пени. В рамках возбужденного исполнительного производства с Чекановой Н.Г. удержан транспортный налог в сумме  16 550,61 руб. и перечислен административному истцу.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 Чеканова Н.Г. признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё открыта процедура реализации имущества сроком на 5 месяцев. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2019 завершена процедура реализации имущества Чекановой Н.Г.

Чеканова Н.Г. задолженность по уплате транспортного налога в полном объеме не погасила.

Управление  Федеральной налоговой службы  по Ульяновской области просило  взыскать с административного ответчика Чекановой Н.Г. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 45 074,39 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 26.06.2020 в сумме 2244,17 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 113,49 руб., а всего 47 432,05 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда основано на доводах административного ответчика о том, что в 2019 году Чеканова Н.Г. не могла распоряжаться принадлежащими ей транспортными средствами, поскольку была признана несостоятельным (банкротом), и в отношении неё открыта процедура реализации имущества сроком на пять месяцев. Транспортные средства были реализованы согласно договорам  купли-продажи от 23.08.2019.  По мнению суда, факт регистрации транспортных средств на имя ответчика не может служить основанием для возложения на нее обязанности по уплате налога, поскольку снятие транспортных средств с учета зависело от действий финансового управляющего, правомочия на обращение с заявлением о снятии транспортных средств с регистрационного учета у ответчика отсутствовали.

Обращает внимание, что судом отказано в удовлетворении административного иска в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с 03.12.2019 по 26.06.2020 в размере 2244,17 руб., при этом суд указал о необходимости зачета в погашение указанных пени денежных средств, взысканных с Чекановой Н.Г. в ходе исполнительного  производства, возбужденного на основании судебного приказа от 15.03.2021 о взыскании транспортного налога за 2019 год.

Считает, что при принятии решения судом неверно применены нормы  материального права.  Ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», судебную практику Верховного суда Российской Федерации указывает, что оснований для освобождения Чекановой Н.Г. от уплаты задолженности по транспортному налогу за 2019 год не имеется, зачесть денежные средства, взысканные с ответчика в ходе исполнительного производства возбужденного на основании судебного приказа от 15.03.2021 по делу № 2а-566/2021 о взыскании транспортного налога за 2019 год, в счет погашения пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с 03.12.2019 по 26.06.2020 в размере 2 244, 17 руб. невозможно.  

 

В судебное заседание лица, участвующие в  деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

Основанием для отмены решения в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что за Чекановой Н.Г. в 2019 году были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль МАЗ 5440А8-360-031, государственный регистрационный знак *** автомобиль МАЗ 5440А5-370-031, государственный регистрационный знак ***

Налоговым органом Чекановой Н.Г. направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 34363296 об уплате не позднее 01.12.2020 транспортного налога в размере 61 625 руб. за 2019 год (л.д. 21-21).

В связи с тем, что в установленный в налоговом уведомлении срок Чеканова Н.Г. налог не уплатила, 15.12.2020 административному ответчику выставлено требование № 122933 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере     61 625 руб., пени в размере 113,49 руб.в сроке до 25.01.2021 (22-23).

Поскольку требование налогового органа Чекановой Н.Г. не выполнено, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского судебного района               г. Ульяновска 15.03.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с Чекановой Н.Г. задолженности по транспортному налогу, пени.

В рамках возбужденного исполнительного производства с Чекановой Н.Г. удержана сумма транспортного налога 16 550,61 руб. и перечислена административному истцу.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г. Ульяновска от 12.12.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившим возражением от должника.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Абзацем вторым пункта 7 указанной статьи предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего.

Положения указанной нормы права имеют своей целью ограничение действий гражданина, признанного банкротом, и осуществление регистрационных действий только на основании обращения финансового управляющего при наличии к тому оснований.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 Чеканова Н.Г. признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим утвержден ***

В ходе процедуры реализации имущества Чекановой Н.Г. в рамках дела о банкротстве транспортные средства: автомобиль МАЗ 5440А8-360-031, государственный регистрационный знак ***; автомобиль МАЗ 5440А5-370-031, государственный регистрационный знак ***, реализованы организатором торгов - финансовым управляющим *** заключены договоры купли-продажи от 23.08.2019.

В настоящее время процедура реализации имущества Чекановой Н.Г. завершена.

На основании вышеизложенного судом сделан вывод о том, что, учитывая, что после признания гражданина банкротом и введения процедуры реализации имущества должника, Чеканова Н.Г. не имела возможности распоряжаться принадлежащими ей транспортными средствами, она утратила право снятия их с регистрационного учета, то есть не могла быть надлежащим субъектом обращения в ГИБДД относительно снятия с регистрационного учета указанных выше транспортных средств. Вышеназванные транспортные средства, ранее принадлежавшие административному ответчику, были реализованы в ходе процедуры реализации имущества должника организатором торгов - финансовым управляющим, поэтому Чеканова Н.Г. не может нести обязанность по уплате транспортного налога.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (пени) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).

При этом уплата транспортного налога не связана с правом собственности на транспортные средства и их фактическим использованием. Обязанность по уплате налога возлагается именно на лиц, на которых транспортные средства зарегистрированы. То есть состояние транспортных средств, и возможность их эксплуатации не имеет значение для уплаты транспортного налога.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.12.2018 Чеканова Н.Г. признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим Чекановой Н.Г. утвержден ***

В ходе процедуры реализации имущества Чекановой Н.Г. в рамках дела о банкротстве транспортные средства: автомобиль МАЗ 5440А8-360-031, государственный регистрационный знак ***; автомобиль МАЗ 5440А5-370-031, государственный регистрационный знак ***, реализованы организатором торгов - финансовым управляющим *** заключены договоры купли-продажи от 23.08.2019. Автомобили переданы в день продажи третьему лицу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности снятия с регистрационного учета названных транспортных средств Чекановой Н.Г., поскольку с открытием процедуры реализации имущества должник не вправе распоряжаться имуществом, составляющим конкурсную массу.

Учитывая, что транспортные средства,  ранее принадлежавшие административному ответчику, были реализованы в принудительном порядке в рамках процедуры банкротства другому лицу, которое с 23.08.2019 является их надлежащим собственником, то административный ответчик не мог быть надлежащим субъектом обращения в органы Госавтоинспекции относительно снятия с регистрационного учета названных транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, законом обязанность собственника, чье имущество было принудительно реализовано в ходе процедуры реализации, исполнять налоговые обязанности после прекращения права собственности на объект налогообложения не предусмотрена.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что транспортные средства были проданы 23.08.2019, судебная коллегия приходит к выводу, что у административного ответчика возникла обязанность произвести оплату транспортного налога за указанные транспортные средства за 8 месяцев 2019 года в размере 41 084 руб., а также пени в размере 69,84 руб. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020.

Денежные средства в размере 16 550,61 руб., взысканные в ходе исполнительного производства до отмены судебного приказа, были учтены при формировании административным истцом цены иска.

С учетом изложенного решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере  1434,62 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 апреля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Чекановой Наталье Геннадьевне о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить частично.

Взыскать с Чекановой Натальи Геннадьевны, ИНН ***, *** года рождения, зарегистрированной по адресу г. Ульяновск,                                ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 41 084 руб., пени 69,84 руб., всего взыскать 41 153, 84 руб.

Взыскать с Чекановой Натальи Геннадьевны, ИНН *** *** года рождения, зарегистрированной по адресу г. Ульяновск,                                *** государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1434,62 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.08.2023