Судебный акт
Признание бездействия незаконным
Документ от 16.08.2023, опубликован на сайте 18.08.2023 под номером 107788, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие администрации МО Барышский район, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2023-000188-26             

Судья Зотова Л.И.                                                                   Дело № 33а-3356/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                 16 августа 2023  года

 

Судебная коллегия по административным  делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2023 года по делу     № 2а-198/2023, по которому постановлено:

заявление прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично. 

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области, выраженное в не обеспечении финансирования мероприятий в целях оснащения здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка», расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006.

Возложить на администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления  настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа                 р.п. Жадовка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области мероприятий по оснащению здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка», расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области в течение шести месяцев со дня поступления финансирования обеспечить оснащение здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа                 р.п. Жадовка», расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006.

В иске прокурора Барышского района Ульяновской области  о признании незаконным бездействия муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка», выраженного в не оснащении здания, расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 – отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка» муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер для обеспечения антитеррористической защищенности.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района по заданию прокуратуры Ульяновской области состояния антитеррористической защищенности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п.Жадовка», выявлены нарушения в обеспечении антитеррористической защищенности.

Вопреки подпункту «д» пункту 24 Постановления от 02.08.2019 № 1006, здание школы, которое относится к объекту четвёртой категории опасности в соответствии с паспортом безопасности, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Уставом школы её учредителем является муниципальное образование «Барышский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Барышский район» Ульяновской области.

После выявления указанного нарушения законодательства о противодействии терроризму, 11.10.2022 года в адрес Управления образования МО «Барышский район» вынесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Просил признать:

-  незаконным бездействие общеобразовательного учреждения в не оснащении здания, расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, оборудованием,  в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 и обязать в течение 1 месяца со дня поступления финансирования обеспечить оснащение здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области, выраженное в не обеспечении финансирования мероприятий в целях оснащения здания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа                 р.п. Жадовка», расположенного по адресу: ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 и обязать  обеспечить финансирование мероприятий по оснащению здания общеобразовательного учреждения указанным оборудованием.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что обязанность  администрации                   МО «Барышский район» по финансированию мероприятий, связанных с содержанием зданий и сооружений муниципальных учреждений образования Барышского района (в частности по установке различных систем оповещения в образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования МО «Барышский район»), нормативными правовыми актами  не предусмотрена. 

В части наличия обязанности финансирования указанных мероприятий администрация МО «Барышский район», которая не осуществляет функции и полномочия  учредителя школы, не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Согласно п.1.5 Устава школы учредителем школы является           МО «Барышский район». Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Школы от имени муниципального образования «Барышский район», является Управление образования МО «Барышский район» Ульяновской области. Данный факт также подтверждается информацией из открытых данных ЕГРЮЛ в отношении Школы на сайте ФНС России.

Кроме того обращает внимание, что Управление образования МО «Барышский район» не входит в структуру  администрации МО «Барышский район». Проверка прокуратурой изначально проводилась в отношении именно Управления образования МО «Барышский район», соответствующее представление было вынесено в адрес Управления образования.

Считает, что установленный судом для проведения мероприятий ответчикам  срок, неразумный и не соответствует требованиям ст.187 КАС РФ.

Решение о бюджете  МО «Барышский район» на 2023 год было утверждено в декабре 2022 года, структура расходов утверждена. С учетом высокодотационного характера местного бюджета данное обстоятельство приведет к нарушению принципов бюджетного процесса, реализуемых в рамках бюджетного законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление образование                 МО «Барышский район» просит решение Барышского городского суда Ульяновской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу подп. «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подп. «г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом «д» п. 24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6.1 ст.8 Устава                        МО «Барышский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области от 19.02.2007 №1/4) к вопросам местного значения Барышского района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе разрабатывание и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях Барышского района информационно-пропагандистических мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан непринятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Ульяновской области; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности Барышского района или в ведении органов местного самоуправления Барышского района.

Согласно п.4 ст.21 Устава МО «Барышский район» Ульяновской области структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Барышский район» составляют: Совет депутатов муниципального образования «Барышский район», Глава муниципального образования «Барышский район», администрация муниципального образования «Барышский район», иные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относятся: Управление финансов муниципального образования «Барышский район», Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район», Управление образования муниципального образования «Барышский район».

Как установлено судом, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа             р.п. Жадовка» осуществляет свою деятельность по адресу ул. Гая, д. 3, р.п. Жадовка, Барышский район, Ульяновская область.

Данному объекту в соответствии с п.13 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, присвоена четвёртая категория опасности. Названный объект находится в пользовании образовательного учреждения на праве оперативного управления.

По результатам проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения, прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанное здание не оснащено в соответствии с предписаниями подп. «д» п. 24 вышеназванных Требований.

Согласно Уставу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка» учредителем школы является муниципальное образование «Барышский район», функции и полномочия которого осуществляет УО МО «Барышский район».

Финансовое обеспечение образовательной деятельности школы осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансирование расходов на содержание зданий осуществляется из местного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания школой осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В силу Положения об Управлении образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Барышский район» Ульяновской области от 16.12.2015 №47/189-14, Управление является органом местного самоуправления, который осуществляет управление образованием муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области. Управление в своей деятельности подчиняется администрации МО «Барышский район» Ульяновской области. Учредителем Управления является администрация МО «Барышский район» Ульяновской области.

При этом УО МО «Барышский район», осуществляя функции учредителя от имени муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в отношении подведомственных образовательных организаций и учреждений, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Барышский район, выделенных в соответствии с классификацией расходов на образование (п.п. 3.3, 3.8 Положения).

В соответствии со статьями 15, 17, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Суд обоснованно возложил обязанность по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности школы, на орган местного самоуправления района – администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области, наделенную в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации района.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необоснованным довод администрации МО «Барышский район» Ульяновской области о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора об устранении нарушений антитеррористического законодательства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка» является УО МО «Барышский район», поскольку к задачам и функциям Управления согласно Положению относится решение вопросов местного значения в сфере образования. Кроме того, у УО МО «Барышский район» отсутствуют установленные законом полномочия по обеспечению соблюдения требований антитеррористической защищенности в отношении здания, собственником которого оно не является.

На администрации МО «Барышский район» Ульяновской области лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности школы, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше норм права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возложена на данный орган местного самоуправления.

Установленные судом сроки исполнения решения суда судебная коллегия читает разумными, оснований для изменения решения в данной части не имеется.

Административные ответчики не лишены права на стадии исполнения решения суда при наличии объективных причин, препятствующих исполнению, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18  апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  16.08.2023.