УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-000570-18
Судья Царапкина К.С.
Дело № 33-3517/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 августа 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Старостиной И.М.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29
марта 2023 года с учетом определения того же суда от 14 апреля 2023 года об
исправления описки по делу № 2-1230/2023, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского
района г.Ульяновска, действующего в интересах Ходаковского Сергея Сергеевича,
удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечивать ***, *** года рождения, ланцетами *** в
соответствии с выписанными рецептами.
Взыскать с Министерства здравоохранения
Ульяновской области в пользу *** в лице его законного представителя Ходаковской
Анны Евгеньевны в счёт компенсации морального вреда 3000 руб.
Обязать государственное учреждение
здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»
выписывать ***, *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение ***
В удовлетворении остальной части
требований отказать.
Решение суда в части
возложения на государственное учреждение здравоохранения «Детская городская
клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать *** года
рождения, льготные рецепты на обеспечение
*** обратить к немедленному исполнению.
Решение суда в части
возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности
обеспечивать *** года рождения, ***
обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** обратился в суд с
иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению
здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»
(далее – ГУЗ «ДГКБ») о возложении обязанности обеспечить медицинскими
изделиями, выписывать рецепты на медицинские изделия, взыскании компенсации
морального вреда. В обоснование иска указал, что *** года рождения, наблюдается
в ГУЗ «ДГКБ» с диагнозом: «***», является ребенком-инвалидом. Согласно
выписному эпикризу из истории болезни №*** ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.
Сеченова от 23.06.2022 несовершеннолетний имеет жалобы на ***. Ребенку,
страдающему ***, жизненно необходимо по медицинским показаниям ***. С этой
целью *** использует устройство ***. Также ребенку необходимо делать ***,
согласно выписному эпикризу из истории болезни № *** ФГАОУ ВО Первый МГМц им.
И.М. Сеченова от 20.02.2023. *** *** обеспечивают не в полном объёме. В связи с
заболеванием ребенку требуются медицинские изделия: ***, которыми в настоящее
время несовершеннолетний в достаточном количестве не обеспечен. Рецепты на
требуемые медицинские изделия лечебное учреждение не выписывает. Просил обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего
*** медицинскими изделиями: ***; взыскать с Министерства здравоохранения
Ульяновской области в пользу *** в счет компенсации морального вреда в связи с
несвоевременным обеспечением последнего медицинскими изделиями 30 000 рублей;
обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать ***
льготные рецепты на спорные медицинские изделия; обратить решение в части
возложения обязанности выписывать рецепты к немедленному исполнению.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, ГУ «Ульяновская государственная аптека», ФКУ «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает,
что в силу действующего законодательства назначение медицинских изделий
производится только лечащим врачом. Основанием для обеспечения медицинскими
изделиями являются рецепты, выписанные лечащим врачом. Обеспечение медицинскими
изделиями не может быть назначено по судебному решению. Обеспечение ланцетами в
количестве, рекомендованном медицинской организацией, законом не предусмотрено.
Обращает внимание, что перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на
медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включает: ***.
Просит учесть, что использование *** не исключает применение ***. Полагает, что
закупка медицинских изделий, не включенных в льготный перечень – *** приведет к
нарушению бюджетного законодательства. Кроме того, закупка медицинских изделий
с конкретным наименованием также приведет к нарушению Министерством бюджетного
законодательства. По мнению автора жалобы, основания для взыскания в пользу
истца денежной компенсации морального вреда отсутствуют. Обращает внимание, что
истцом не представлено доказательств причинения ему физических или нравственных
страданий, которые бы были следствием бездействия Министерства. Взысканную в
пользу истца сумму компенсации морального вреда считает завышенной.
В возражениях на
жалобу Ходаковская А.Е. просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, *** года рождения, имеет диагноз: «***».
Согласно выписному
эпикризу ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России следует, что
несовершеннолетний находился на стационарном лечении в эндокринологическом
отделении данного учреждения с 13.02.2023 по 20.02.2023, при выписке ему
рекомендовано: ***
Согласно назначениям
врача-эндокринолога ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска»
от 14.05.2021 *** рекомендованы ***
Детским
врачом-эндокринологом ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.
Ульяновска» от 09.03.2023 несовершеннолетнему назначено *** ***
Из материалов дела
следует, что несовершеннолетнему выписываются льготные рецепты на медицинские
изделия – ***
Прокурор, ссылаясь
на то, что льготные рецепты на другие медицинские изделия несовершеннолетнему ***
не выписываются, и ими ребенок не обеспечивается, обратился в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции пришел к правильному по существу спора выводу о том, что в
связи с имеющимся заболеванием *** нуждается в таких медицинских изделиях, как:
***
Выводы суда по
существу спора мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия
не усматривает.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и
неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое
государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом,
регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации,
является Федеральный закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
В силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере
охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского
страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от
физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не
запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья
относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме,
оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на
получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с
договором добровольного медицинского страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые
инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия,
применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также
вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных
изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и
предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и
медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека,
проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения
анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения
или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется
путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического
воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться
взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению,
качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Согласно части 1
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями,
и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное
наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и
перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (часть 2
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень
социально значимых заболеваний и Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень
социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды
заболеваний по международной классификации
болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р в Перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
В Приложение № 1 к постановлению
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «Перечень групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно» включено заболевание «диабет», соответственно, лица,
страдающие данным заболеванием имеют право на бесплатное обеспечение всеми
лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми
шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами
диагностики.
Из приведенных выше
положений закона следует, что лица, страдающие заболеванием «сахарный диабет»
имеют право на бесплатное обеспечение этиловым спиртом (спиртовым салфетками),
инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.
Доводы апелляционной
жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на
законе и материалах дела.
Действительно, как
указано в апелляционной жалобе, лекарственные препараты и медицинские изделия
должны быть назначены лечащим врачом.
Так, пунктом 35 Порядка назначения
лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н, установлено, что при оказании
первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе
клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных
препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на
обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется
на рецептурном бланке №
148-1/у-04(л).
В соответствии с п. 36 указанного выше
Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на
бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных
препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских
организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм закона следует, что
обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется
на основании рецептов лечащего врача.
В силу прямого
указания приведенных выше положений закона несовершеннолетний, страдающий
заболеванием «***», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми средствами
диагностики по рецептам лечащего врача, в связи с чем суд первой инстанции
правомерно возложил на ГУЗ «ДГКБ» обязанность выписывать *** медицинские
изделия.
Доводы жалобы о том,
что закупка медицинских изделий конкретных наименований для истца приведет к
нарушению бюджетного законодательства, судебной коллегией отклоняются, так как нуждаемость *** в
определенных медицинских изделиях подтверждается назначением врача.
Вместе с тем,
заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о неверном определении
количества медицинских изделий, в которых нуждается несовершеннолетний, а именно:
***
Как указано выше, из
медицинской документации несовершеннолетнего *** следует, что он нуждается в ***
Из медицинской
документации истца, а также пояснений его законного представителя в суде первой
инстанции следует, что потребность *** в *** составляет ***
Таким образом, решение суда подлежит
изменению в части количества медицинских изделий – ***, которыми подлежит
обеспечению ***.; следует обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница
города Ульяновска» выписывать *** года рождения, льготные рецепты на
обеспечение ***; обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечивать *** года рождения, *** в
соответствии с выписанными рецептами.
Доводы апелляционной
жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежной
компенсации морального вреда несостоятельны.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности,
личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация,
неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная
тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя
гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от
рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в ст.
151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации
морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со
ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в
денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда
определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему
физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в
случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении
размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и
справедливости.
Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из
предназначения Российской Федерации как социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации
гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде
обеспечения льготных категорий граждан необходимыми медицинскими изделиями,
может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с
тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь
положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением
ребенка, страдающего заболеванием «сахарный диабет» необходимыми ему
медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к
обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства
в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.
Взысканная в пользу
истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех
заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости.
Оснований для снижения данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд
апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 29 марта 2023 года с учетом определения того же суда от 14 апреля
2023 года об исправления описки изменить в части количества медицинских изделий
– ***, которыми подлежит обеспечению ***
Обязать государственное учреждение
здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска»
выписывать *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение ***
Обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечивать *** года рождения, *** в соответствии с
выписанными рецептами.
В остальной части решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.
Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 03.08.2023.