Судебный акт
О взыскании компенсации за приобретенное ТСР
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 15.08.2023 под номером 107731, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001117-26

Судья Алексеева Е.В.                                                                           Дело № 33-3523/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Самылиной О.П.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1514/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 апреля 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 19 апреля 2023 года об исправлении описки, которым постановлено:

 

исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах *** ребенка Е*** Д*** А******, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании бездействий незаконными, взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, выразившееся в необеспечении ребенка-*** Е*** Д*** А***, *** 2012 года рождения, техническим средством реабилитации, согласно программы реабилитации инвалида от 07 августа 2019 года № 897.14.73/2019 - ***, в том числе, для  ***).

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Е*** Д*** А***, *** 2012 года рождения денежные средства, затраченные на приобретение технического средства реабилитации в сумме  20 583 рубля 33 копейки.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Е*** Д*** А****** компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Денежные средства подлежат зачислению на номинальный счет, открытый в Ульяновском отделении № 8588 публичного акционерного общества «Сбербанк России» владельцем Сипатриной Юлией Владимировной, бенефициаром по которому выступает Е*** Д*** А*** (номер счета ***).

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд в интересах *** Е*** Д.А., с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании бездействия незаконным, взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что Е*** Д.А., ***.2012   года рождения, является ребенком – ***, *** установлена на срок до 18.10.2030. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 07.08.2019 Е*** Д.А. нуждается в техническом средстве реабилитации: ***, в том числе, для больных детским ***. Указанным техническим средством реабилитации ребенок обеспечен не был. Законный представитель *** Е*** Д.А. - Сипатрина Ю.В. приобрела данное техническое средство реабилитации самостоятельно, сумма покупки составила 34 126 рублей.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области; взыскать с ответчика в пользу Ер*** Д.А. денежные средства, затраченные на приобретение технического средства реабилитации в размере 34 126 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, с перечислением денежных средств на открытый на имя *** счет.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                    ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Отделением принимались соответствующие меры с целью обеспечения Е*** Д.А***, в том числе для ***. Отмечает, что по причине отсутствия заявления на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а также документов, подтверждающих понесенные расходы на его приобретение, осуществить выплату компенсации не представляется возможным. Указывает, что в случае не предоставления *** уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА, его право может быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Вместе с тем, с заявлением на выплату компенсации истец в Отделение не обращался. Полагает, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», а также иными законами не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав ***. Само по себе право на получение *** за счет средств федерального бюджета технического средства реабилитации носит имущественный характер. Указывает, что выплата Отделением компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение *** техническими средствами реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей ТСР (***) на поставку и изготовление технических средств реабилитации. Полагает, что доказательств причинения физических страданий Е*** Д.А. в результате действий Отделения, выразившихся в несвоевременном обеспечении *** ТСР, невозможности продолжать вести *** активную общественную жизнь, а также совершения ответчиком именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права Е*** Д.А., либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску от 11.01.2017 № 22 Сипатрин А.В. и Сипатрина Ю.В. назначены опекунами *** Е*** Д.А.

 

Е*** Д*** А******, ***.2012 года рождения, является ***. *** установлена Е*** Д.А. на срок до 17.11.2030, что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 № 1101179, выданной Бюро № 14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России 01.11.2016.

 

Для проведения реабилитационных мероприятий Е*** Д.А. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ***) № 897.14.73/2019 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1183.14.73/2019 от 07.08.2019, согласно которой *** подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: ***, для больных ***.

 

Срок проведения рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий – с 07.08.2019 до 17.11.2030.

 

По заявлению от 04.10.2021, *** указанным техническим средством реабилитации не обеспечен.

 

12.02.2023 Сипатрина Ю.В. самостоятельно приобрела ***» для детей *** стоимостью 34 126 рублей.

 

Стоимость ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных ***), по последнему исполненному государственному контракту от 12.02.2021 № 112 составила 20 583 рубля 33 копейки.

 

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчик не исполнил свои обязательства по обеспечению ребенка-***а необходимым средством реабилитации в установленный срок, в связи с чем пришел к выводу о признании бездействия ответчика незаконным, взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенные *** в размере 20 583 рубля 33 копейки, а также компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

 

Определяя размер компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд руководствовался результатами последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки ***ов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты ***ов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение ***ам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Одной из мер социальной поддержки ***ов является реабилитация ***ов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей ***ов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

 

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации ***ов, предусматривающее, в том числе использование ***ами технических средств реабилитации.

 

Государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

 

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются ***ам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

 

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации).

 

В абзаце 2 пункта 2 Правил обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение ***ов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации ***ов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Подпунктом «а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение ***ов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

 

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены ***у либо если *** приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное ***ом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается ***у в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации ***а технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены ***у или *** самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

 

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Порядка).

 

В соответствии с пунктом 5 Порядка компенсация *** выплачивается на основании заявления *** либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги ***ом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.

 

Таким образом, из анализа приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право *** на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации *** осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены *** либо если *** приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

 

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что *** Е*** Д.А. не был обеспечен техническим средством реабилитации, а потому у ответчика имелось перед истцом обязательство по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что с заявлением на выплату компенсации истец в Отделение не обращался, не свидетельствует о необоснованности иска и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.

 

Как правильно указал суд первой инстанции, факт отсутствия заявления законного представителя *** Е*** Д.А. о возмещении понесенных расходов, поданного в досудебном порядке, не является основанием для отказа в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

 

Доводы ответчика о не предоставлении технических средств реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению, поскольку право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.

 

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Е*** Д.А. компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены имущественные права ***, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо изменение обжалуемого решения.

 

Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, ***ов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Установив, что исковые требования  связаны с  несвоевременным обеспечением ребенка-*** техническим средством  реабилитации,  которое необходимо ему  для полноценной жизни и полноценного развития, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации Е*** Д.А. морального вреда.

 

При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст ребенка-***, характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в техническом средстве реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав ребенка-***, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

 

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

 

Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, определен судом первой инстанции с учетом критериев, предусмотренных приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности.

 

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда *** Е*** Д.А. ответчиком не представлено.

 

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

 

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права Е*** Д.А.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, ссылки на отсутствие причинно-следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 апреля 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 19 апреля 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 августа 2023 года.