Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
Документ от 03.08.2023, опубликован на сайте 16.08.2023 под номером 107723, Админ. 2 пересмотр, ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Головня О.В.                                                                  Дело № 7-368/2023

73RS0002-01-2023-002650-30

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            3 августа 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича на постановление врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области № *** от 30 марта 2023 года и решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 июня 2023 года (дело № 12-605/2023),

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области № *** от 30.03.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13.06.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Дёмин Д.Н. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к необоснованному выводу о вине министерства только на основании длительного неисполнения решения суда.

При вынесении постановления должностное лицо ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта, а следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено.

Кроме того в жалобе отмечается, что должностное лицо в своем постановлении не указало, какие конкретно меры могли быть объективно приняты министерством, чтобы исполнить в установленный срок решение суда.

Отмечает, что министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области.

Обращает внимание, что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Указывает, что реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала. Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Отмечает, что обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.

Просит учесть, что К*** К.В. предоставлено жилое помещение по договору найма жилого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19.06.2023 № ***.

Ссылается на то, что министерству, как должнику, срок для исполнения требований исполнительного документа устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок устанавливался неоднократно. После замены должника по исполнительному производству в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 КоАП РФ.

Ссылается на судебную практику и презумпцию невиновности.

Подробно позиция защитника министерства Дёмина Д.Н. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно квалифицировано по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.12.2019 на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена обязанность предоставить К*** К*** В*** благоустроенное специализированное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск» (л.д.13 - 16).

05.11.2020 возбуждено исполнительное производство *** и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 17).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

19.11.2020 в отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18 оборотная сторона).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.11.2022 (л.д. 29) произведена замена должника по исполнительному производству *** и должником по данному исполнительному производству стало Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (министерство).

10.11.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 23.12.2022 (л.д. 31).

26.12.2022 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 23.12.2022 министерством не исполнено (л.д. 32).

По данному факту 16.03.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол в отношении министерства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 36).

Как уже отмечалось выше, постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 30.03.2023 министерство привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 43, 44).

Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13.06.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по  ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 23.12.2022 после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица, привлекаемого к ответственности, предыдущими инстанциями дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Возложенная на должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования средств, либо иных условий. Указанные в настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по данному исполнительному производству, не свидетельствует о направлении запроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях исполнения конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета.

Вопреки доводам жалобы нормами Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрена возможность повторного взыскания исполнительского сбора при замене должника.

Взыскание исполнительского сбора с первоначального должника и отсутствие постановления о взыскании исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного правонарушения не опровергает, так как в силу положений ч. 4 ст. 52 указанного Федерального закона № 229-ФЗ для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Доводы жалобы о том, что министерству срок для исполнения требований исполнительного документа устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок был установлен неоднократно, основанием для отмены состоявшихся актов служить не могут, поскольку в рамках исполнительного производства именно должнику по данному исполнительному производству устанавливался срок для исполнения требований исполнительного документа.

Ссылка автора жалобы на предоставление К*** К.В. жилого помещения по договору найма жилого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19.06.2023 № 106, также не свидетельствует о принятии всех мер с момента установления нового срока к исполнению судебного акта, поскольку К*** К.В. жилое помещение предоставлено после истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе – 23.12.2022.

Иные доводы жалобы также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области *** от 30 марта 2023 года и решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 июня 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                      Ю.М. Жаднов