УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-001054-21
Судья Царапкина К.С.
Дело № 33-3508/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л
Е Н И Е
город Ульяновск 1 августа 2023
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Самылиной О.П.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1668/2023 по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 13 апреля 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Анисимовой Камилы
Владимировны
удовлетворить частично.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Анисимову Камилу Владимировну специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город
Ульяновск».
В удовлетворении исковых требований
к областному
государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области» отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная
коллегия
установила:
Анисимова К.В. обратилась в суд с
исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Центр управления
недвижимым имуществом Ульяновской области» о возложении обязанности
обеспечить специализированным жилым помещением. В обоснование заявленных требований
истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением
специализированного жилищного фонда Ульяновской области. В собственности какого-либо жилого помещения
истец не имеет. Вместе с тем, до настоящего времени договор найма
специализированного жилого помещения с истцом не заключен, жилое помещение не
предоставлено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Анисимова К.В.
просила суд обязать ответчиков обеспечить ее специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Судом к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития
Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области просит решение суда отменить. В обоснование доводов
жалобы указывает, что деятельность Министерства финансируется за счет средств
областного бюджета Ульяновской области. Министерством принимаются все возможные
меры для увеличения финансирования, выделяемого на приобретение жилых помещений
для детей-сирот. Доведенное финансирование и наличие исполнительных производств
по ранее вынесенным решениям судов об обеспечении детей-сирот жилыми
помещениями не позволяет обеспечить Анисимову К.В. жилым помещением в разумный
срок. Для целей обеспечения истца специализированным жилым помещением в
разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов.
Возражения на
апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Анисимова Камила
Владимировна, 10.03.2003 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать А*** Г.Г. и отец А***
В.Н. решением Майнского районного суда Ульяновской области от ***.2008 лишены
родительских прав.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области от 14.09.2017 (протокол № 18) Анисимова К.В.
включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда
Ульяновской области.
С 01.09.2019 истец проходит обучение в ОГБПОУ «Ульяновский
техникум питания и торговли», срок окончания учебного заведения – 30.03.2023, проживает в г. Ульяновске.
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости,
сведения о правах Анисимовой К.В. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты
недвижимого имущества отсутствуют.
Право истца на обеспечение жилым помещением
специализированного жилищного фонда в г. Ульяновске, ответчиком не
оспаривалось.
В настоящее время номер Анисимовой К.В. в реестре на
предоставление жилья – 843.
Разрешая заявленный спор и принимая решение об
удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правомерному
выводу о необходимости возложения на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу
жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального
права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка
которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми
помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры
государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых,
когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих
родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на
дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме
ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце
первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются
им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях
социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной
службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
Согласно п. 3 постановления Правительства Ульяновской
области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых
помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по
договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в
соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями,
сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения
уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской
области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской
области.
В соответствии с подп. 13 п. 2.6 постановления Правительства Ульяновской
области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечивает на основании решения осуществление
полномочий представителя собственника жилых помещений специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Исходя из наличия у Анисимовой К.В. соответствующего статуса
и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого
помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции
обоснованно возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав
истца по обеспечению жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения
Анисимовой К.В.. жилым помещением в разумный срок, необходимости
дополнительного целевого выделения бюджетных лимитов, выводы суда не
опровергают.
Действующее законодательство связывает возникновение права
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных
событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в
образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; завершением обучения в образовательных организациях
профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по
призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов является основанием
возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения
специализированного жилищного фонда.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в
течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории
граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения
возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Доводы апелляционной жалобы Министерства об отсутствии
необходимого финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот,
подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области, являются
несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от
каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и наличия
или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность
выводов суда первой инстанции и повлечь отмену принятого решения, апелляционная
жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного
дела не допущено.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда является
законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной
жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 апреля
2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8
августа 2023 года.