УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Школенок Т. Р.
73RS0025-01-2023-000248-03
Дело
№ 33-3318/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 18
июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Шлейкина М.И.,
судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» на
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 апреля 2023
года, с учетом определения от 12 мая 2023 года об исправлении описки, по
гражданскому делу № 2-265/2023, по которому постановлено:
исковые требования Панченко Марии Яковлевны,
действующей за себя и своих несовершеннолетних детей *** к администрации
муниципального образования «Чердаклинский район» о признании незаконным отказ в
постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в
постановке на учет в качестве, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом
по договору социального найма, выраженный
в Постановлении администрации муниципального образования «Чердаклинский район»
Ульяновской области №153 от 31.01.2023 «Об отказе в принятии Панченко М.Я, и
членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма».
Обязать администрацию муниципального
образования «Чердаклинский район» Ульяновской области рассмотреть вопрос о
принятии Панченко Марии Яковлевны и
членов ее семьи: сыновей *** на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад председательствующего,
судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Панченко М.Я., действующая в своих интересах и в
интересах своих несовершеннолетних детей
*** обратилась в суд с иском к
администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области
(далее администрация МО «Чердаклинский район») о признании незаконным отказа в
постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма, и возложении обязанности поставить на учет в
качестве нуждающихся в жилом помещение, предоставляемом по договору социального
найма.
Требования были мотивированы тем, что постановлением главы
администрации МО «Чердаклинский район» № 424 от
6 апреля 2022 г. она, а также ее
несовершеннолетние дети, признаны малоимущими в целях предоставления им жилого
помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.
В связи с этим она обратилась в администрацию МО «Чердаклинский
район» о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма.
Постановление главы администрации МО «Чердаклинский район» №
153 от 31 января 2023 г. ей и ее несовершеннолетним детям было
отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма.
Полагает, что указанное постановление является незаконным,
поскольку она и ее дети нуждаются в жилом помещении, иного жилья для проживания
у них не имеется. Она уже дважды
обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет, и ей дважды было
отказано.
В связи с этим, просила суд признать незаконным отказ
администрации МО «Чердаклинский район» в постановке ее и несовершеннолетних
детей на учет в качестве, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по
договору социального найма, возложить на ответчика обязанность поставить ее и
несовершеннолетних детей на учет в качестве, нуждающихся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
МКУ «Комитет ЖКХ и строительства» Чердаклинского района Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Чердаклинский
район» просит решение суда отменить в части признания незаконным отказ в
постановке истца и несовершеннолетних детей на учет в качестве, нуждающихся в
жилом помещении.
В
жалобе указывают, что на дату подачи истцами заявления о признании их малоимущими
в силу требований Закона Ульяновской области от 06.06.2007 N 83-ЗО «О порядке
признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений
муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке
определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по
договорам социального найма» предоставление справки из органов БТИ не
требовалась. Требование о необходимости предоставления справки из органов БТИ
было установлено Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.06.2022
№ 348-П «Об утверждении требований к составу документов, прилагаемых к
заявлению о признании граждан малоимущими в целях предоставления им жилых
помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»,
которое вступило в силу с 28 июня 2022 г.
Поскольку истцы не предоставляли
справку из органов БТИ при подаче заявления о признании их малоимущими, то они
были лишены возможности проверить обеспеченность истцов жилым помещением при
решении вопроса о постановке их на учет. При этом, истцы не были лишены
возможности самостоятельно получить необходимую справку из органов БТИ
Судебная
коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением главы
администрации МО «Чердаклинский район» № 424 от
6 апреля 2022 г. истец Панченко
М.Я., а также ее несовершеннолетние дети
*** признаны малоимущими в целях предоставления им жилого помещения
муниципального жилого фонда по договору социального найма.
30 декабря 2022 г. Панченко М.Я., действующая в своих
интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась к ответчику
с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма, указывая на статус малоимущих. К
заявлению истцом Панченко М.Я., приложены следующие документы: справка о
составе семьи, копия паспортов, копии свидетельств о рождении, договор найма
комнаты в жилом доме, выписка из ЕГРН, архивная справка, главы администрации МО
«Чердаклинский район» № 424 от 6 апреля
2022 г., запрос о предоставлении услуги, согласие на обработку персональных
данных.
Постановление главы администрации МО «Чердаклинский район» №
153 от 31 января 2023 г. истцам было отказано в принятии на учет в
качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального
найма, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской
Федерации в связи с непредставлением документов, содержащих сведения о наличии
(или об отсутствии) у заявителя права собственности на объекты недвижимости,
выданные органом или организацией по государственному техническому учету и (или
органом) технической инвентаризации того субъекта Российской Федерации, в
котором проживал заявитель до вступления в силу Федерального закона от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним», т.е. до 31 января 1998 г.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции,
руководствуясь статьями 49, 51, 54, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации,
положениями Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения
органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма» (далее Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №
49-ЗО), установив, что ответчик не вправе был требовать от истцов
предоставление вышеуказанных документов,
в связи с чем признал оспариваемое постановление главы администрации МО «Чердаклинский
район» № 153 от 31 января 2023 г. незаконным и возложил на ответчика
обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии истцов на учет в качестве
нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истцами принятое судом первой инстанции решение не
оспаривается, а поэтому судебная коллегия проверяет его законность только в
пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Между тем, правовых оснований для отмены состоявшегося по
делу решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Так,
согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору
социального найма предоставляется жилое помещение государственного или
муниципального жилищного фонда, малоимущим гражданам, признанным по
установленным настоящим Кодексом основаниям
нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального
найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального
найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане,
если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке,
установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом
дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан
нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального
найма.
В
соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые
помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые
приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением
установленных данным Кодексом случаев.
Таким образом, для
предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального
жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в
жилом помещении.
Согласно
части 4 статьи 52
Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны
быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан
состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов,
получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на
учет.
В
силу положений пункта 1 части 1 статьи 54
Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не
представлены предусмотренные частью 4 статьи 52
настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на
заявителя.
Статьей 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО
установлен порядок принятия на учет
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма.
С заявлениями о принятии на учет должны быть
представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять
на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, документы,
содержащие сведения о наличии (об отсутствии) у гражданина и (или) членов его
семьи права собственности на объекты недвижимости, выданные органом или
организацией по государственному техническому учету и (или) технической
инвентаризации того субъекта Российской Федерации, в котором проживали гражданин
и (или) члены его семьи до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997
года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним» (подпункт 7 пункт 2 статьи 3 Закона Ульяновской области от
06.05.2006 № 49-ЗО).
Однако,
в этом же подпункте 7 пункта 2 статьи
3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО также указано, что вышеуказанные
документы не представляются гражданином
или его представителем, если гражданин и члены его семьи признаны малоимущими в
порядке, установленном Законом Ульяновской
области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им
жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и
порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам
по договорам социального найма».
Поскольку истец Панченко
М.Я., а также ее несовершеннолетние
дети, постановлением главы администрации МО «Чердаклинский район» № 424 от 6 апреля 2022 г. признаны малоимущими в целях
предоставления им жилого помещения муниципального жилого фонда по договору
социального найма, то суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному
выводу о том, что истцы не должны были предоставлять документы, которые
поименованы в подпункте 7 пункта 2 статьи
3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО, в силу их статуса
малоимущих.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут повлечь
отмены состоявшегося по делу решения.
То обстоятельство, что истцы не предоставляли поименованные
в подпункте 7 пункта 2 статьи 3
Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО документы при подаче заявления о признании их
малоимущими, а поэтому ответчики были лишены возможности проверить
обеспеченность истцов жилым помещением при решении вопроса о постановке их на
учет, правового значения не имеет, поскольку истцы освобождены от
предоставления данных документов в силу требований действующего
законодательства независимо от того, что ранее им такие документы не подавались.
В
данном случае правовое значение имеет лишь
установленный истцам статус малоимущих, который освобождает их от
предоставления вышеназванных документов.
Доводы
апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований для отмены
обжалуемого судебного решения, повторяют
их позицию при рассмотрении дела, сводятся
к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую
отражение в оспариваемом решении.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является
законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств,
материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм материального
и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не
допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат
предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного, оснований
к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной
жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
19 апреля 2023 года, с учетом определения от 12 мая 2023 года об исправлении
описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля
2023 г.