Судебный акт
О признании действий незаконными
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107677, 2-я гражданская, на бездействие администрации СИЗО, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0003-01-2023-000515-77

Судья Таранова А.О.                                                                          Дело № 33а-3410/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                 8 августа 2023  года

 

Судебная коллегия по административным  делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 апреля 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 05 мая 2023 года, по делу       №2а-693/2023, по которому постановлено:

административный иск Шубина Геннадия Васильевича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Шубина Геннадия Васильевича под стражей, а именно, содержание Шубина Геннадия Васильевича в помещении, имеющим признаки поражения грибком стен.

В удовлетворении остальной части административного иска Шубина Геннадия Васильевича отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Рабани Д.Г., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

 

Шубин Г.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области), УФСИН России по Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконными, привлечении к ответственности.

В обоснование административного иска Шубин Г.В. указал, что с 03.11.2022 он содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в камере №108, в которой не соблюдаются санитарные нормы, имеется грибок и плесень, деревянные полы сломаны, сыплется штукатурка, имеются насекомые и грызуны, что свидетельствует об антисанитарии. Второй этаж над камерой находится в аварийном состоянии, в связи с чем может рухнуть на первый этаж. В камере недавно заболел человек туберкулезом. Ссылается на отсутствие вентиляции, высокую влажность, а также отсутствие телевизора.

Просил признать незаконным его содержание в пагубных условиях, создающих угрозу жизни и здоровью и привлечь к ответственности администрацию следственного изолятора согласно ст. 41 Конституции РФ.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц - начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровский С.В., прокуратура Ульяновской области, прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ульяновской области, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «СИЗО-1» УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14.07.2022 по делу №*** на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений (в том числе камеры №108) в соответствие с требованиями п.2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44.

В рамках устранения недостатков, указанных в решении суда, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области  выполнен ряд мероприятий, в том числе, капитальный ремонт кровли здания пристроя режимного корпуса №2, дополнительно и централизовано проведены закупки строительных материалов для проведения ремонтных работ по замене оконных блоков на постах №7, №8, №12, заключены государственные контракты, поступили лимиты бюджетных обязательств на приобретение строительных материалов для проведения ремонтных работ хозяйственным способом в камерных помещениях.

Таким образом, вывод районного суда о бездействии администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соответствует действительности.  

Устранить все оставшиеся недостатки, в том числе в камерном помещении №108, указанные в решении Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14.07.2022 по делу№***, будет возможно после доведения до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области соответствующего финансирования.  

Обращает внимание, что среднесписочная численность наполнения следственного изолятора подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными постоянно меняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Все лица, содержащиеся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, размещаются по камерам в соответствии со ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прибывшие в учреждение транзитно-пересыльные лица также подлежат раздельному содержанию не только от подозреваемых, обвиняемых, но и по виду режима с разграничением ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы с неотбывавшими.

Поскольку техническое состояние строительных конструкций режимного корпуса №1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ухудшается, руководством учреждения было принято решение о выводе из эксплуатации внутренних постов №4 и №5 режимного корпуса №1, в которых расположено 25 камерных помещений, что повлекло за собой дефицит мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в связи с чем у администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отсутствовала возможность размещения административного истца в иное камерное помещение. 

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителей административных ответчиков, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Шубин Г.В. извещен по месту содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, правом на участие в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи либо через своего представителя не воспользовался.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч.5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с подп. 3, 6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как установлено судом, Шубин Г.В. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в камере №108 с 03.10.2022, арестован по постановлению Заволжского районного суда г. Ульяновска по ч. ***.

Прокуратурой Ульяновской области в 2022 году проводилась проверка исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области требований законодательства об условиях содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не обеспечено соблюдение требований санитарных правил и норм.

В частности установлено, что в нарушение п.2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, согласно которому покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, камеры №№ 101, 103-108, 110-113, 121-129, 301, 302, 601-606, 702-704, 708, 801-807, 810, 904-910, коридоры постов №№ 3, 6, 12 и прогулочных двориков, карцеры №№ 2, 5-7, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, в них отмечаются дефекты и повреждения покрытия стен (дефекты и повреждения штукатурки, краски, плитки на стенах), а также покрытий пола, признаки поражения стен грибком, следы протечек на стенах.

Разрешая требования административного истца и удовлетворяя их в части признания ненадлежащими условий содержания в помещении, имеющем признаки поражения стен грибком, суд исходил из того, что условия содержания Шубина Г.В. в камере №108 в части соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность следственного изолятора.

Одновременно суд пришел к выводу, что другие условия содержания в следственном изоляторе, на которые ссылался административный истец в административном иске как на ненадлежащие и нарушающие его права, соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность исправительного учреждения.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств.

В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Материалами административного дела и исследованными судом первой инстанции доказательствами подтверждается, что условия содержания административного истца в камере №108, при наличии в камере грибковых образований на стенах, не соответствуют требованиям п.2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, в соответствии с которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Поскольку факт нарушения условий содержания административного истца в камере №108 был достоверно установлен, судом обоснованно сделан вывод о бездействии административного ответчика, допустившего нарушение условий содержания в части образования на стенах камеры грибка.

При таких обстоятельствах, доводы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о том, что со стороны следственного изолятора отсутствовало незаконное бездействие, судебная коллегия признает несостоятельными.

Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п.79 постановления от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым в силу положений названного кодекса суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает то, что решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 31.03.2023 обжалуется только административным ответчиком ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и исключительно в части удовлетворения административного иска Шубина Г.В., а в остальной части данный судебный акт не обжалуется другими лицами, участвующими в деле, в том числе административным истцом.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что принятое по делу решение является правильным, основано на объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального права, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 апреля 2023 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 05 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2023.