Судебный акт
Выборы
Документ от 11.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107676, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-256/2023

73OS0000-01-2023-000173-26

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 августа 2023  года                                                            г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконными действий заместителя Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области  Селезнева Георгия Михайловича и секретаря Избирательной комиссии Ульяновской области Котовой Оксаны Игоревны, признании недействительными результатов жеребьевки для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года № 34/277-7 «О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва»,

 

у с т а н о в и л :

 

07 июня 2023 года Законодательным Собранием Ульяновской области принято Постановление № 610/73-6 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва». Выборы назначены на 10 сентября 2023 года.

УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточенным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконными действий заместителя Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области  Селезнева Г.М. и секретаря Избирательной комиссии Ульяновской области Котовой О.И. по проведению жеребьевки для размещения  наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные избирательные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва; признании недействительными результатов указанной жеребьевки; признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года № 34/277-7 «О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва.

Требования мотивировало тем, что при проведении жеребьевки был нарушен п. 6 Порядка проведения жеребьевки для размещения  наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные избирательные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 22 июля 2023 года № 33/271-7, а именно: при проведении жеребьевки был нарушен метод случайной выборки порядковых номеров, что свидетельствует о проведении жеребьевки с существенным нарушением порядка её проведения.

Так, жеребьевка проводилась с использование прозрачного лототрона и шаров, в которые были помещены листы с порядковыми номерами. При этом шары состояли из 2х частей – прозрачного и синего цвета. Листы с порядковыми номерами были помещены в шары и закреплены в соответствующей половине шара путем надавливания: в прозрачную часть шара были помещены листы с порядковыми номерами 1,2,3, а в синюю (непрозрачную) часть шара были помещены листы с порядковыми номерами 4,5,6.  Данный факт, а также использование прозрачного лототрона создали предпосылку для неслучайного выбора участниками жеребьевки порядковых номеров.

Кроме того, в нарушение п. 6 Порядка представителям избирательных объединений непосредственно перед помещением шаров в лототрон не была предоставлена возможность осмотра каждого шара. В результате этого выявить непосредственно в  ходе проведения жеребьевки факт разнообразного упаковывания листов с порядковыми номерами в полупрозрачные шары не представилось возможным.

Данное обстоятельство было установлено при последующем просмотре видеозаписи жеребьевки. 

Проведение процедуры жеребьевки 1 августа 2023 года без соблюдения метода случайной выборки нарушило права членов избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на равноправное участие в процедуре определения порядкового номера наименований политических партий и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене.

В ходе рассмотрения дела представитель УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»      Еремина Л.В. поддержала заявленные требования. Указала, что расположение наименования избирательного объединения в бюллетене для голосования под номерами 1-3 является более выигрышным, поскольку избиратели предпочтительнее голосуют за избирательные объединения, находящиеся в начальной части списка. 

Кроме того, размещение наименования политической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ в бюллетене для голосования выше наименования политической партии КПРФ может привести к ошибочному голосованию избирателями.

Дополнительно просила отменить постановление Избирательной комиссии Ульяновской области № 1 августа 2023 года № 34/277-7 «О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва.

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В., члены избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса Селезнев Г.М. и Котова О.В. просили отказать в удовлетворении требований истца, указывая на то, что жеребьевка была проведена с соблюдением требований законодательства. Доводы истца о намеренности упаковки членами избирательной комиссии Ульяновской области листов с порядковыми номерами в шары различным способом считают несостоятельными.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены:  Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ; Ульяновское региональ­ное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Ульяновской области;  Ульяновское региональ­ное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Представители Ульяновского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Сысоев Н.А.,  Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Ульяновской области Седов А.Н. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований истца, указывая на их необоснованность.

Сысоев Н.А. также указал на то, что удовлетворение иска может привести к последующей путанице со стороны избирателей при проведении выборов, а также к значительным финансовым потерям политических партий, поскольку в уже изготовленных агитационных материалах содержится указание на порядковый номер политической партии в бюллетене для голосования.

Уполномоченные представители Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ  *** и Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ»  *** были допрошены в ходе рассмотрения дела в качестве свидетелей и также просили отказать в удовлетворении требований истца.  

Заслушав пояснения представителей истца, ответчиков,  заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав письменные документы по делу, обозрев лототрон и шары для проведения жеребьевки, просмотрев видеозаписи проведения жеребьевки, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска, суд приходит  к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ).

Указанный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области  № 610/73-6 от 07 июня 2023 года на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва» (л.д. 45).

Порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области регламентирован Законом Ульяновской области от 20 июля 2012 года № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее также Закон Ульяновской области № 102-ЗО) (принят ЗС Ульяновской области 12 июля 2012 года).

В выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва в 2023 году принимают участие 6 избирательных объединений: - Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 32/254-7 от 20 июля 2023 года – л.д. 52-54);  

-УЛЬЯНОВСКОЕ ОБ­ЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕ­СКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБ­ЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕ­СКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 32/256-7 от 20 июля 2023 года – л.д. 63-66);

- Ульяновское региональ­ное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское региональ­ное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России», зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 32/257-7 от 20 июля 2023 года – л.д.57-60);

- Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Ульяновской области» (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Ульяновской области» зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 33/265-7 от 22 июля 2023 года – л.д. 74-77);

- Ульяновское региональ­ное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Ульяновское региональ­ное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 33/266-7 от 22 июля 2023 года – л.д. 68-71); 

- Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» (областной список канди­датов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № 33/267-7 от 22 июля 2023 года –л.д.80-82).

Пунктом 6 ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка либо его общерегиональной части и (или) соответствующей региональной группы (в случае, если в общерегиональную часть списка или его региональную группу включены один или два кандидата, - фамилии, имена, отчества этих кандидатов) и эмблемы избирательных объединений (если они были представлены в соответствующую комиссию) в одноцветном исполнении.

В соответствии с ч. 11 ст. 65 Закона Ульяновской области № 102-ЗО при проведении голосования за областные списки кандидатов в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 2 статьи 27 настоящего Закона, а также эмблемы этих избирательных объединений (если они были представлены в Избирательную комиссию области в соответствии с частью 4 статьи 27 настоящего Закона) в одноцветном исполнении.

Жеребьевку проводит Избирательная комиссия области с участием уполномоченных представителей избирательных объединений не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Номер, полученный избирательным объединением в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании.

22 июля 2023 года Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление № 33/271-7 «О Порядке проведения жеребьевки для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избира­тельном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва» (далее - Порядок проведения жеребьевки) (л.д.46-49).

В соответствии с п. 5 указанного Порядка  жеребьевку проводят члены Избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса. Руководство жеребьевкой осуществляет Председатель Избирательной комиссии Ульяновской области, который оглашает её результаты.

Согласно п. 6 Порядка жеребьевка проводится методом случайной выборки номеров с применением лототрона, в который помещаются шары с находящимися внутри них номерами по количеству избирательных объединений, зарегистрировавших избирательные списки кандидатов.

Непосредственно перед началом проведения жеребьевки проводится осмотр каждого шара уполномоченными представителями избирательных объединений. Далее все шары загружаются в лототрон.

Жеребьевка проводится в последовательности, соответствующей уведомлению избирательными объединения Избирательной комиссии Ульяновской области о выдвижении областного списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва (приложение № 1), путем извлечения шара из лототрона представителем соответствующего избирательного объединения. 

В случае отсутствия уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении жеребьевки, шар извлекается из лототрона членом Избирательной      комиссии Ульяновской области в правом решающего голоса.

После извлечения шара номер, находящийся внутри него, оглашается, демонстрируется присутствующим на жеребьевке и вносится в протокол о результатах проведения жеребьевки и вносится в  протокол о результатах проведения жеребьевки для определения порядка размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания  Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (приложение № 2).

Уполномоченный представитель избирательного объединения проставляет свою подпись в соответствующей графе протокола о результатах проведения жеребьевки.

Протокол о результатах проведения жеребьевки подписывается Председателем Избирательной комиссии Ульяновской области и секретарем Избирательной комиссии Ульяновской области (п.7 Порядка).

Извлеченные из шаров номера соответствуют последовательности, в которой будут размещаться наименования политических партий и эмблемы избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (п. 8 Порядка).

На основании жеребьевки Избирательная комиссия Ульяновской области принимает постановление о порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по областному избирательному округу (п.9 Порядка).  

В ходе рассмотрения дела установлено, что 1 августа 2023 года Избирательной комиссией Ульяновской области была проведена жеребьевка для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избира­тельном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва.

Жеребьевка проводилась непосредственно тремя членами Избирательной комиссии Ульяновской области: председателем Избирательной комиссии Ульяновской области – ***, который  перед началом жеребьевки огласил Порядок проведения жеребьевки; членами избирательной комиссии Ульяновской области с правом решающего голоса - Селезневым Г.М. и   Котовой О.И. (л.д. 189). 

Лототрон, шары в разобранном виде, состоящие из двух половинок (прозрачного и синего цвета), листы формата А5 с изображенными на них порядковыми номерами от 1 до 6, были разложены на столе. Возможность осмотра шаров каждым из уполномоченных представителей избирательных объединений ничем ограничена не была. 

Листы бумаги с порядковыми номерами перед помещением их в шары, были сложены вчетверо, что исключало возможность увидеть изображенные на листах бумаги порядковые номера.

Непосредственно перед началом жеребьевки, а также после извлечения шара каждым из уполномоченных представителей избирательных объединений, помещенные в лототрон шары перемешивались путем горизонтального и вертикального вращения лототрона.

По результатам жеребьевки составлен протокол, согласно которому номера для размещения наименований политических партий с эмблемами избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва распределились следующим образом:

№ 1- Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ,

№ 2- Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

№ 3- РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИТЫ - ЗА ПРАВДУ»  в Ульяновской области,

№ 4- УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,

№ 5- Ульяновское региональное отделение Всероссийской политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России,

№ 6- региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

В соответствии с вышеприведенным протоколом жеребьевки Избирательной комиссией Ульяновской области 1 августа 2023 года принято постановление № 34/277-7 «О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного  Собрания Ульяновской области седьмого созыва (л.д. 51).

Пунктом 10 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С учетом вышеизложенного, при рассмотрении дела суд должен установить, какие же избирательные права административного истца были нарушены действиями должностных лиц Избирательной комиссии Ульяновской области и постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года.

Кроме того, для признания действий и решений Избирательной комиссии незаконными необходимо установление двух обстоятельств - несоответствие действий (решений) законодательству и нарушение указанными действиями (решением) прав истца.

В данном случае суд приходит к выводу об отсутствии нарушений избирательных прав истца.

Размещение наименования избирательного объединения в бюллетене для голосования под тем или иным порядковым номером само по себе не влияет  на право избирательного объединения быть избранным в представительный орган власти, не предоставляет избирательному объединению каких-либо дополнительных привилегий и не ставит его в неравное положение по сравнению с другими избирательными объединениями. Данное обстоятельство никоим образом не может оказать влияние на возможность осознанного выражения избирателями своего волеизъявления. 

Доводы истца о том, что расположение наименования избирательного объединения в бюллетене для голосования под номерами 1-3 является более выигрышными, является несостоятельным и надуманным, не подтвержденным никакими объективными доказательствами.

Надуманными находит суд и доводы истца о том, что из-за созвучности наименований  Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ и  УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» избирателями будут допущены ошибки при голосовании -  избиратели проголосуют за «КОММУНИСТОВ РОССИИ» вместо КПРФ только потому, что «КОММУНИСТЫ РОССИИ» будут выше в бюллетене.

Из представленных в суд Избирательной комиссией Ульяновской области доказательств по выборам депутатов в Законодательное Собрание  Ульяновской области пятого и шестого созыва (2013 и 2018 годы) следует, что наименование УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  при проведении выборов в 2013 года располагалось под номером 11, КОММУНИСТЫ РОССИИ – под номером 2 (л.д. 86), при проведении  выборов в 2018 года - УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» располагалось в бюллетене для голосования под номером 6, КОММУНИСТЫ РОССИИ – под номером 2 (л.д. 88). При этом в выборах 2013 года УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» набрало 14,08% голосов (51972),  КОММУНИСТЫ РОССИИ – 2,37% (8740) (л.д. 87), в 2018 году УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» набрало 36,24% голосов (146 490),  КОММУНИСТЫ РОССИИ – 5,83% (23 576).

При этом суд отмечает, что обе партии ведут свою деятельность длительный период времени, участвуют в выборах не первый раз. Кроме того, в бюллетенях указывается не только наименование избирательного объединения, но и конкретные фамилии кандидатов в депутаты. Данные обстоятельства исключают возможность ошибочного выбора со стороны избирателей.

Не установлено судом и незаконности действий должностных лиц избирательной комиссии Ульяновской области Селезнева Г.М. и Котовой О.И. 

Изначальное размещение листов с порядковыми номерами в различных частях шаров (прозрачной и синего цвета) не свидетельствует о нарушение принципа случайной выборки при проведении жеребьевки.

Во-первых, после помещения шаров в лототрон шары перемешивались путем горизонтального и вертикального вращения лототрона, как до начала жеребьевки, так и после извлечения шара каждым из уполномоченных представителей избирательных объединений.  Подобное перемешивание шаров способствовало свободному передвижению находящегося в шаре листа бумаги.

Во-вторых, как следует из видеоматериала, большинство представителей избирательных объединений (за исключением уполномоченного представителя ЛДПР) извлекало  из лототрона шары, находящиеся  непосредственно под входным отверстием в лототрон, то есть какой-либо специальной выборки шаров  участниками жеребьевки не производился. При этом представитель Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ извлек из лототрона шар, расположенный к нему синей стороной, что исключало возможность определить, в какой части шара расположен лист бумаги с порядковым номером. 

В-третьих, ни у кого, в том числе и у представителей УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в ходе проведения жеребьевки никаких сомнений в правильности её проведения (в частности, по вопросу упаковки листов с порядковыми номерами в шары) не возникло.

Также суд отмечает, что на момент извлечения представителем КПРФ шара из лототрона, в лототроне оставалось два шара с упакованными в них номерами порядковыми номерами 3 и 4. Таким образом, у представителя КПРФ имелась реальная возможность вынуть из лототрона шар с номером 3, который, по его мнению, является более выигрышным. Однако этого не случилось, что подтверждает случайный характер выбора номеров всеми участниками жеребьевки.

Довод истца о том, что непосредственно перед помещением шаров с порядковыми номерами в лототрон каждый из шаров не был представлен уполномоченным представителям избирательных объединений для осмотра, является несостоятельным. Листы с порядковыми номерами упаковывались в шары в присутствии всех уполномоченных представителей избирательных объединений. Шары находились в свободном доступе, каких-либо препятствий для осмотра шаров уполномоченными представителям непосредственно перед помещением шаров в лототрон со стороны членов избирательной комиссии Ульяновской области не чинилось. Вместе с тем никто из уполномоченных представителей избирательных объединений, в том числе, и представители КПРФ,  не изъявили желание осматривать шары.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что жеребьевка для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва проводилась в точном соответствии с действующим законодательством. В связи с этим оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий членов избирательной комиссии Ульяновской области, признании недействительными результатов жеребьевки, признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области № 34/277-7 от 1 августа 2023 года не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении административного иска избирательного объединения УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконными действий заместителя Председателя Избирательной комиссии Ульяновской области  Селезнева Георгия Михайловича и секретаря Избирательной комиссии Ульяновской области  Котовой Оксаны Игоревны; признании недействительными результатов жеребьевки от 1 августа 2023 года для размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва; признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 1 августа 2023 года № 34/277-7 «О порядке размещения наименований политических партий и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших областные списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение 5 календарных дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                 Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 11 августа 2023 года в 16.00 часов.