У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2023-002703-56
Судья Капусткина Е.Г. Дело
№33а-3871/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 8
августа 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Логинова Д.А.,
Васильевой Е.В.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тодуа Романа Юрьевича на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 июня 2023 года по
делу №2а-2209/2023, которым постановлено:
административное
исковое заявление ФКУ «Исправительная колония №4 УФСИН России по Ульяновской
области» об установлении административного надзора в отношении Тодуа Романа
Юрьевича, *** года рождения, удовлетворить частично.
Установить
административный надзор в отношении Тодуа Романа Юрьевича, *** рождения, на срок восемь
лет.
Срок
административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Тодуа Романа
Юрьевича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства,
пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения
свободы по отбытию наказания, назначенного приговором Октябрьского районного
суда г.Ростова-на-Дону от 28 апреля 2021 года, за вычетом срока, истекшего после
отбытия наказания.
При административном
надзоре в отношении Тодуа Романа Юрьевича, *** года рождения,
установить административные ограничения:
один раз в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения;
запретить пребывание
вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в
период с 23.00 часов до 6.00 часов, за исключением периодов осуществления
трудовой деятельности и получения медицинской помощи.
В остальной части
административных исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А., заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшего решение
суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное
учреждение «Исправительная колония №4 УФСИН России по Ульяновской области»
(далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым
заявлением об установлении административного надзора в отношении Тодуа Романа
Юрьевича, *** года рождения.
В обоснование требований
указало, что Тодуа Р.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК №4 УФСИН России по
Ульяновской области. Он был осужден приговором Октябрьского районного суда
г.Ростова-на-Дону от 28.04.2021 по п.«в» ч.3 ст.158, п.«в» ч.2 ст.158, ч.3
ст.327 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года
10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Тодуа Р.Ю. подлежит
освобождению 01.09.2023. За время отбывания наказания в отношении Тодуа Р.Ю.
применены 98 взысканий, поощрения не применялись. Приговором суда в отношении
Тодуа Р.Ю. установлено наличие обстоятельства, отягчающего наказание, в виде
опасного рецидива преступлений.
ФКУ ИК-4 УФСИН
России по Ульяновской области просило установить административный надзор в
отношении Тодуа Р.Ю. с установлением следующих ограничений:
запретить пребывание
вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства
(пребывания) на территории Российской Федерации в период с 23-00 час. до 06-00
час.;
два раза в месяц
являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для
регистрации.
Установить
вышеперечисленные ограничения сроком на 8 лет.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.
В апелляционной
жалобе Тодуа Р.Ю. не соглашается с решением суда, просит снизить установленный
срок административного надзора.
Указывает, что суд
установил срок административного надзора, не учел доводы Тодуа Р.Ю. о том, что
его семья находится в Грузии, и он планировал оформить гражданство и
регистрацию в Республике Грузия.
Установленный
административный надзор сроком на восемь лет лишает его возможности выехать на
постоянное место жительства к своей семье.
В заседание суда
апелляционной стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом. Тодуа Р.Ю. извещен в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области, правом на участие в судебном заседании посредством
видеоконференц-связи, либо через представителя не воспользовался.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, согласно ст.150,
ст.306 КАС РФ.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
По делу установлено, что Тодуа Р.Ю. осужден приговором Октябрьского
районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.04.2021 по п.«в» ч.3 ст.158, п.«в» ч.2
ст.158, ч.3 ст.327 УК РФ, ему назначено наказание при опасном рецидиве
преступлений в виде лишения свободы сроком на 3 года 10 месяцев с отбыванием в
исправительной колонии строгого режима, подлежит освобождению 01.09.2023.
В связи с тем, что Тодуа Р.Ю. осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений,
исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы
материального права, регулирующие возникшие правоотношения, проверил доводы
сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Тодуа
Р.Ю. административного надзора.
Согласно ч.1
ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо
отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений,
судом устанавливается административный надзор в соответствии с Федеральным
законом.
Статьей 2
Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный
надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в
статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений,
оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.1
ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор
устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей
статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного
из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за
совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Частью 3 данной
статьи определены основания для установления административного надзора лицам,
указанным в ч.1 этой статьи.
Вместе с тем, п.2
ч.2 этой же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается
независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в
отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест
лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение
преступления при опасном или особо опасном
рецидиве преступлений.
Поскольку приговором
суда установлено совершение административным ответчиком преступления при опасном рецидиве
преступлений, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия
безусловных оснований для установления в отношении него административного надзора.
Судом первой инстанции правильно в соответствии с требованиями п.2 ч.1
ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен срок
административного надзора на срок, установленный законодательством Российской
Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия
наказания.
В связи с тем, что Тодуа Р.Ю. осужден к лишению свободы за тяжкое
преступление, с учетом положений п.«г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской
Федерации, районный суд правомерно установил ему административный надзор на
срок 8 лет.
При решении вопроса
об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно
установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным
доказательствам и с учетом тяжести совершенного Тодуа Р.Ю. преступления, имеющихся сведений,
характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания
наказания, определил перечень административных ограничений, подлежащих
установлению.
Выводы суда в этой
части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы», разъяснениям, данным в п.22 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы».
Как следует из характеристики
от 25.05.2023, администрацией исправительного учреждения Тодуа Р.Ю. характеризуется
отрицательно. Неоднократно (98 раз) допускал нарушения установленного порядка
отбывания наказания. Поощрений не имеет. 22.09.2021 был признан злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится на строгих
условиях отбывания наказания (л.д.4).
Установление
административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и
оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных
из мест лишения свободы согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской
Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для
защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем
конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Согласно п.1 ч.2
ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является
установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного
до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания
или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с п.3
ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре
за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного
лица может быть установлено административные ограничения в виде запрещения
пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо
пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
Оснований для
исключения каких-либо административных ограничений, установленных в отношении Тодуа
Р.Ю. судебная коллегия не усматривает, полагает, что установленный судом
административный надзор обеспечит профилактическое воздействие на административного
ответчика, будет способствовать предупреждению совершения противоправных
действий.
Судебная коллегия
полагает, что судом правомерно, в целях устранения причин и условий,
способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия
на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и
антиобщественного поведения, установлены ограничения в виде обязательной явки 1
раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического местонахождения для регистрации.
Количество явок в
месяц установлено судом в пределах Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с
учетом характеристики личности Тодуа Р.Ю., степени общественной опасности
совершенного им преступления и направлено на обеспечение индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
При таких
обстоятельствах, оснований для изменения количества обязательных явок в орган
внутренних дел не имеется.
Доводы жалобы о
необходимости снижения срока административного надзора, основанные на том, что
семья Тодуа Р.Ю. находится в Грузии, куда он намерен выехать, подлежат
отклонению.
Поскольку Тодуа Р.Ю.
был осужден к лишению свободы за тяжкое преступление, с учетом положений п.«г»
ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации и п.2 ч.1 ст.5 Федерального
закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы»
районный суд обоснованно установил ему административный надзор на срок 8
лет.
Кроме того, из
характеристики на Тодуа Р.Ю. следует, что близких родственников он не имеет
(л.д.4, оборотная сторона).
Судебная коллегия
обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9 Федерального закона от 06.04.2011 №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения
свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления
органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом
сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении
им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом
обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично
отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не
менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно
прекратить административный надзор.
Таким образом, Тодуа
Р.Ю. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением
вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном
прекращении административного надзора.
Принятое
по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке
представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права, регулирующих данные правоотношения, и отмене не
подлежит.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 16 июня 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Тодуа Романа Юрьевича – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 10.08.2023.