Судебный акт
об освобождении от уплаты исполнительского сбора
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107661, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000177-72

Судья Антончев Д.Ю.                                                                    Дело №33а-3428/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                      2 мая 2023 года по делу №2а-3-159/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства                                 жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Дание Ринатовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указало, что 31.01.2019 судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области рассмотрены материалы исполнительного производства № *** от 24.12.2018, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительный лист ФС №014300071 от 11.12.2018, выданный Ульяновским районным судом по делу №2-2246/2018, вступившему в законную силу 27.11.2018, предмет исполнения: обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кабаева А.В. благоустроенным социализированным жилым помещением на территории муниципального образования «город Ульяновск». По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с Министерства исполнительного сбора от 31.01.2019 в размере 50 000 рублей. Однако административный истец считает датой его вынесения - 13.01.2023, когда оно было утверждено начальником отделения – старшим судебным приставом. Ранее указанной даты постановление в Министерство не поступало. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер, используется в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Кабаев А.В. 27.06.2017 включен в Список с правом предоставления жилого помещения на основании его заявления от 27.06.2017 о предоставлении жилого помещения, которое было зарегистрировано за №872. В настоящее время его номер в реестре на предоставление жилья в г. Ульяновске  414. Лимиты бюджетных обязательств, доводимые до Министерства с 2013 года, не позволяют закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан. Министерством принимаются последовательные и объективные меры для ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.        Кабаеву А.В. будет предоставлено жилое помещение после проведения конкурсных процедур по закупке жилья. Ограниченное финансирование и наличие большого количества возбужденных исполнительных производств не позволило Министерству обеспечить Кабаева А.В. специализированным жилым помещением для детей-сирот в 5-тидневный срок, предусмотренный для добровольного исполнения.

Министерство ЖКХ и строительства по Ульяновской области просило освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 31.01.2019 по исполнительному производству № ***

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ и строительства по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и не соответствующее обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, полагает, что Министерством принимаются все необходимые для исполнения решения суда меры. Отмечает, что в решении (л.6, абз.3) неверно указаны номер и дата исполнительного производства.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы в связи со следующим.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 руб. (часть 3).

В силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Отказывая в удовлетворении требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств наличия непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения, а также уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что исключает возможность для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

С таким выводом судебная коллегия не может согласиться, полагая, что он сделан без учета всех представленных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств.

Так, из материалов дела следует, что 09.08.2018 Ульяновским районным судом Ульяновской области вынесено решение (с учетом определения об исправлении описки от 02.10.2018), согласно которому исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворены частично, постановлено признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по несвоевременному обеспечению Кабаева Александра Валериевича, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кабаева Александра Валериевича, *** года рождения, в г. Ульяновске Ульяновской области специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09.08.2018 и исполнительного листа ФС № 014300071 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. 11.01.2019 возбуждено исполнительное производство № ***.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.01.2019 получено должником 18.01.2019.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03.06.2019 произведена замена должника Министерства промышленности, строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на правопреемника Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.05.2022 произведена замена стороны в исполнительном производстве №*** – должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

В связи с неисполнением в 5-дневный срок постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.01.2019, судебным приставом-исполнителем Рамазановой Д.Р. 31.01.2019 было вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб., при этом сведений о вручении копии постановления должнику материалы исполнительного производства не содержат.

Постановление о взыскании исполнительского сбора утверждено старшим судебным приставом 13.01.2023.

До указанного времени –до 13.01.2023 – Министерством неоднократно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в г.Ульяновске; в адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно направлялись письма с сообщением о ходе исполнения решения суда и невозможности его исполнения в 5-дневный срок; в адрес губернатора Ульяновской области направлялись письма о выделении дополнительных бюджетных средств для исполнения судебных решений.

Согласно представленным сведениям в отношении Министерства ведется 401 исполнительное производство по обеспечению жильем детей-сирот.

Из 401 квартиры 217 квартир необходимо приобрести в г.Ульяновске.

В марте 2019 года были объявлены торги на приобретение 20 квартир в г.Ульяновске на общую сумму 21 580,6 тыс.руб. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок ввиду низкой средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории ульяновской области, установленной Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации.

Средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья в г.Ульяновске составляет по состоянию на 2 квартал 2022 года 79 790 руб.

В 1 квартале 2022 года Министерству выделены бюджетные средства для указанных целей в сумме 337 457,03 тыс.руб.

Как указывалось выше, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Между тем, в обжалуемом решении доводов о том, в чем выразилась вина Министерства, суд первой инстанции не привел.

Поскольку административный истец не располагал жилыми помещениями для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не получал надлежащего и своевременного финансирования, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа по спорному исполнительному производству административным истцом не допущено.

Судебная коллегия приходит к выводу, что Министерство не уклонялось от исполнения требований исполнительного документа, поскольку контрактная система закупок и ограниченность финансирования означают наличие объективной причины в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Ввиду отсутствия данных о наличии вины Министерства в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований не имелось.

При изложенных обстоятельствах в соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.309, ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 2 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Дание Ринатовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора в размере      50 000 рублей, взысканного постановлением  судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области  Рамазановой Д.Р. от 31.01.2019 в рамках исполнительного производства № ***

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.08.2023