Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 15.08.2023 под номером 107652, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроеным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования г. Ульяновска, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001058-09

судья Грачева Т.Л.                                                                                 Дело № 33-3688/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 мая 2023 года, по гражданскому делу № 2-1525/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора  Заволжского  района города удовлетворить частично.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность обеспечить Хусаинова Равиля Рамилевича специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированного жилого помещения  на территории   муниципального образования «город Ульяновск» в течение 6 месяцев  с момента вступления решения в законную силу.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

исполняющий обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хусаинова Р.Р. о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением.

Исковые требования мотивированы тем, что Хусаинов Р.Р., ***2003 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет, поскольку его мать Ш*** А.В. умерла ***.2006, отец Х*** Р.Н. решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21.12.2011, вступившим в законную силу 11.01.2012, лишен родительских прав. Постановлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 18.02.2011 № 292 над несовершеннолетним Хусаиновым Р.Р. установлена опека со стороны М*** М.Н. Решением координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 05.03.2018 Хусаинов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда. 06.04.2018 Хусаинов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. В настоящее время Хусаинов Р.Р. не имеет жилого помещения в собственности и на условиях социального найма.

Истец просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Хусаинова Р.Р. специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что вследствие недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновской области образовалась очередь из детей-сирот на предоставление жилых помещений. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, исполнить решение суда самостоятельно за счет внутренних резервов не представляется возможным. Доведенные до Министерства лимиты, а также наличие исполнительных производств по ранее вынесенным решениям судов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, не позволяют обеспечить истца жилым помещением. Для целей обеспечения Хусаинова Р.Р. специализированным жилым помещением в разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов. Министерством принимаются все возможные меры для увеличения финансирования, выделяемого на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996                 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.  4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшим до 01.01.2023 года), которым так же предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Судом установлено, что Хусаинов Р.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Хусаинова Р.Р. – Ш*** А.В. умерла ***.2006, отец Х*** Р.Н. решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21.12.2011, вступившим в законную силу 11.01.2012, лишен родительских прав (л.д. 22, 23-24).

Постановлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 18.02.2011 № 292 над несовершеннолетним Хусаиновым Р.Р. установлена опека со стороны М*** М.Н. (л.д. 26).

Решением координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 05.03.2018 Хусаинов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда (л.д. 15).

06.04.2018 Хусаинов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 12, 13).

Жилое помещение  на каком-либо праве Хусаинову Р.Р. не принадлежит, закрепленного жилого помещения, которое бы позволяло осуществлять                   истцу  пользование им, не имеется (л.д. 30 оборот, 72, 79). 

В связи с длительным периодом непредставления жилья истец обратился с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Хусаинова Р.Р. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Судебная коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не выполнены.

При этом материалами дела подтверждено наличие у Хусаинова Р.Р. нереализованного права на однократное получение благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору социального найма, предоставляемого в соответствии с вышеприведенными положениями закона.

Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.

Следовательно, надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Отклоняя доводы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении прав указанной категории граждан.

Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых Хусаинов Р.Р. не является.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.            

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.08.2023