Судебный акт
Об оспаривании дисциплинарного взыскания
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 11.08.2023 под номером 107647, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000733-14                                                                                  

Судья         Сизов И.А.                                                                                Дело № 33-3294/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Самылиной О.П.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-1176/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Гайнутдинова Анвара Исхаковича - удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 28.10.2022 №*** «О применении дисциплинарного взыскания».

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя УФНС России по Ульяновской области – Левановой С.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Гайнутдинова А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гайнутдинов А.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (УФНС России по Ульяновской области) об отмене дисциплинарного взыскания.

В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в должности ***.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 28.10.2022 №*** «О применении дисциплинарного взыскания» он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, за ненадлежащее исполнение по его вине должностных обязанностей в части своевременного исполнения поручения начальника отдела по составлению акта выездной налоговой проверки.

13.07.2022 посредством системы электронного документооборота ФНС России, было сформировано электронное поручение *** Гайнутдинову А.И. о необходимости представления в срок не позднее 29.07.2022 проекта акта выездной налоговой проверки в отношении ООО «***».

Приказом УФНС России по Ульяновской области от 29.09.2022 в отношении него назначена служебная проверка, утвержден состав участников  служебной проверки.

Считает указанный приказ незаконным, поскольку акт выездной налоговой проверки был зарегистрирован и подписан 26.08.2022, то есть в установленные законом сроки.

Просил суд признать незаконным приказ Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 28.10.2022 №*** «О применении дисциплинарного взыскания».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает, что вопреки выводам суда факт несвоевременного исполнения поручения начальника отдела подтверждается материалами дела и пояснениями Гайнутдинова А.И. Полагает суд не учел, что срок для представления проекта акта налоговой проверки ООО «***» установлен начальником не позднее 29.07.2022 и в установленный срок поручение исполнено не было, поручение закрыто 08.09.2022. Выражает несогласие с выводом суда о том, что датой неисполнения поручения следует считать 30.07.2022. Указывает, что к дисциплинарной ответственности в виде замечания Гайнутдинов А.И. привлечен 28.10.2022, то есть в срок не превышающий месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Считает, что налоговым органов суду было представлено достаточно доказательств, подтверждающих несвоевременное составление акта выездной проверки и его вручение налогоплательщику по истечении установленного срока. Считает необоснованным определение судом срока на написание акта налоговой проверки в установленный начальником срок, как «неразумного», поскольку в соответствии с п.1 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки должен быть составлен проверяющим в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки.

В возражениях на апелляционную жалобу Гайнутдинов А.И. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Гайнутдинов А.И. проходит службу в должности *** УФНС России по Ульяновской области (т. 3 л.д. 23, 24-26).

В период с 29.12.2021 по 27.06.2022 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «***», по результатам которой был составлен акт налоговой проверки № *** от 26.08.2022 за подписью должностного лица - Гайнутдинова А.И. (т. 3 л.д. 113-181).

В период составления акта налоговой проверки 13.07.2022 посредством системы электронного документооборота ФНС России начальником отдела *** было сформировано электронное поручение *** Гайнутдинову А.И. о необходимости представления в срок не позднее 29.07.2022 проекта акта выездной налоговой проверки в отношении ООО «***» (т. 3 л.д. 104), что не оспаривалось истцом.

Электронное поручение заявителем в установленный срок не исполнено, как указывалось выше, акт датирован 26.08.2022, что также истцом не оспаривается.

27.09.2022 на имя руководителя УФНС России по Ульяновской области поступила служебная записка от начальника отдела *** в которой она, в том числе, указала на неисполнение истцом поручения от 13.07.2022 и просила провести служебную проверку (т. 1 л.д. 11).

Приказом УФНС России по Ульяновской области от 29.09.2022 в отношении Гайнутдинова А.И. назначена служебная проверка, утвержден состав участников  служебной проверки (т. 1 л.д. 12).

В письменных объяснениях от 30.09.2022 истец не согласился с доводами служебной записки от 27.09.2022, указав, что сроки предоставления проекта акта в отношении ООО «***», установленные *** на 29.07.2022, были установлены произвольно и не объективно, без учета особенностей проверки и выполняемых функций инспектора (т. 1 л.д. 38).

По результатам рассмотрения материалов служебной проверки составлено заключение от 28.10.2022, которым установлен факт несвоевременного исполнения истцом поручения начальника и нарушение пункта 3.2 Раздела III Должностного регламента, пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 и пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», также предложено за совершение данного дисциплинарного проступка объявит Гайнутдинову А.И. замечание (т. 1 л.д. 49-50).

Приказом руководителя УФНС России по Ульяновской области от 28.10.2022 № ***, с которым Гайнутдинов А.И. ознакомлен под роспись в тот же день, к последнему применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (т. 1 л.д. 51).

Полагая данный приказ незаконным, Гайнутдинов А.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Статьей 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 1 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Статья 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров): 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом (часть 1).

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 2).

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть 8).

Статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Исходя из вышеприведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что под незаконностью применения дисциплинарного взыскания понимается, либо отсутствие законного основания для его применения (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), либо несоблюдение ответчиком, по делам рассматриваемой категории, установленного законом порядка привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что установленный статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации срок составления акта налоговой проверки, исходя из его официальной даты, не нарушен, при этом учел объем акта проверки и установил неразумность срока составления его проекта до 29.07.2022. Также суд пришел к выводу, что дисциплинарное взыскание в отношении истца было применено за пределами установленного законом месячного срока.

С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, при этом отмечает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение служебной проверки не содержит сведений о том, что работодателем при ее проведении оценивались доводы работника о неразумности установленного срока подготовки проекта акта до 29.07.2022.

Таким образом, заключение по результатам служебной проверки в отношении Гайнутдинова А.И. не содержит совокупности перечисленных в части 2 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обстоятельств, необходимых для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, в частности, полно, объективно и всесторонне не установлена вина в неисполнении поручения начальника в установленный срок, а также не установлены причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что датой совершения вменяемого истцу дисциплинарного проступка является 30.07.2022, то есть следующий день с даты истечения установленного его начальником срока составления проекта акта налоговой проверки.

В силу частей 2, 4 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Согласно части 6 статьи 59 данного Федерального закона служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Как указывалось выше, служенная проверка в отношении Гайнутдинова А.И. назначена 27.09.2022, то есть уже за пределами установленного законом срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

Доказательств тому, что в течение установленного срока непосредственный начальник Гайнутдинова А.И., чье поручение истцом не было исполнено, не знал и не мог узнать об этом, в материалы дела не представлено.

Таким образом, доводы ответчика в указанной части основаны на неверном толковании закона и не соответствуют правильно установленным судом фактическим обстоятельствам дела.

При таком положении, у суда имелись все основания для признания оспариваемого приказа незаконным.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2023.