Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107605, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-000784-55

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело №33а-3425/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сущева Сергея Алексеевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 марта 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 мая 2023 года, по делу №2а-1367/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Сущева Сергея Алексеевича к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, государственному казённому учреждению Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести проверку составить акт и предписание отказать.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Сущев С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее также Министерство), ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании бездействия незаконным.

В обоснование требований указал, что он проживает на территории с.***.

05.12.2022 он направил в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обращение о необходимости проведения контрольных мероприятий соблюдения лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами ***, ***, расположенных в Белозёрском участковом лесничестве Николаевского лесничества, самовольно занятых Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А., возбуждении в отношении них дело об административном правонарушении, выдаче им предписания об устранении выявленных нарушений путем демонтажа забора, возведенного по периметру участков. Письмом от 28.12.2022 Министерство сообщило о невозможности проведения проверочных мероприятий.

Сущев С.А. обратился к Министерству с повторным письмом от 30.12.2022, где указал, что препятствий к проведению проверок не имеется. Однако ответа на указанное обращение не последовало.

Считает, что бездействие Министерства является незаконным и необоснованным. Установление ограждений вышеуказанных участков, по мнению административного истца, является противоправным и незаконно ограничивает доступ к землям лесного фонда.

Сущев С.А. просил признать незаконным бездействие Министерства и находящегося в его ведении ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», выразившееся в непроведении проверки соблюдения            Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А. лесного законодательства на лесных участках с кадастровыми номерами ***, ***, образованных из земельного участка с кадастровым номером ***, относящихся к защитным лесам лесного фонда Белозёрского участкового лесничества Николаевского лесничества, в несоставлении акта и протокола об административном правонарушении, в невозбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ в отношении лиц, допустивших нарушение лесного законодательства, и в непринятии мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также в невыдаче указанным лицам предписания (требования) об устранении выявленного нарушениям; просил возложить на административных ответчиков обязанность произвести вышеуказанные действия.

При разрешении вопроса о принятии административного искового заявления определением судьи от 20.02.2023 отказано в принятии иска           Сущева С.А. в интересах жителей пос. Белое озеро, а также в части признания незаконным бездействия административных ответчиков в несоставлении по результатам проверки протокола об административном правонарушении, в невозбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ, возложении обязанности составить по результатам проверки протокол об административном правонарушении, возбудить дело об административном правонарушении по ст.7.9 КоАП РФ.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены             Каймаков Ю.А., Каймакова Е.А., Администрация МО «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, Администрация             МО «Николаевский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сущев С.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что сами по себе распоряжения Министерства от *** №***, №*** о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** Каймакову Ю.А. и Каймаковой Е.А. не являются документами, устанавливающими границы населенного пункта п.Белое озеро. Вид разрешенного использования этих земельных участков – защитные леса, их собственником является Российская Федерация. В указанных распоряжениях говорится лишь о возможном отнесении двух указанных земельных участков лесного фонда в будущем к землям населенных пунктов. Таким образом, данные участки продолжают оставаться землями лесного фонда, и возведение по их периметру забора нарушает права граждан на доступ к лесным участкам, является незаконным.

Обращает внимание, что суд сделал вывод об отсутствии преград для прохода в лес исключительно на основании представленных Каймаковым Ю.А. и Каймаковой Е.А. фотоснимков, являющихся недопустимыми доказательствами. Полагает, что только проведение Министерством проверки соблюдения лесного законодательства позволит установить факт наличия (отсутствия) доступа граждан к лесным участкам.

В возражениях на апелляционную жалобу Каймаков Ю.А. просит в ее удовлетворении отказать.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего кодекса), выделение особо защитных участков леса и установление их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 39 статьи 81 Лесного кодекса).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

В силу пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз осуществляет принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.

Согласно пункту 10.14 названного положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Рослесхоз издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Учитывая изложенные нормы, только Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) вправе принять решение о признании городским лесом (защитным лесом) растительности на территории населенного пункта.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса).

Случаи, порядок и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации определены Земельным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 39.30 - 39.32).

Изменение категории земель не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.

Из материалов дела следует, что Рослесхоз, осуществляя правомочия собственника земельных участков – Российской Федерации, не был привлечен к участию в деле.

Между тем, при разрешении административного иска вопрос о законности действий (бездействия) Министерства не может быть разрешен без участия Рослесхоза, мнение которого необходимо для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Поскольку суд первой инстанции в нарушение ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица государственный орган исполнительной власти Рослесхоз, то имеются предусмотренные п. 3 ст. 309,          п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для безусловной отмены решения суда первой инстанции и направления административного дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 марта 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 мая 2023 года, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд            г. Ульяновска.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2023.