УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-000865-06
Судья Царапкина
К.С.
Дело № 33-3524/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 августа 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Завгородней
Т.Н., Самылиной О.П.,
при секретаре
Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2023 года по гражданскому делу №
2-1361/2023, по которому постановлено:
исковые требования Жуковой Ольги
Ивановны удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
обеспечить Жукову Ольгу Ивановну специализированным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования
«город Ульяновск».
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Жуковой Ольги Ивановны судебные расходы по уплате
государственной пошлины в размере 300
руб.
Заслушав доклад
председательствующего, объяснения Жуковой О.И. и ее представителя Сотникова
И.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Жукова О.И. обратилась в суд с иском к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения.
В обоснование
заявленных требований указала, что она относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Она включена в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить её специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской
области, областное государственное казенное учреждение «Центр управления
недвижимым имуществом Ульяновской области», Министерство финансов Ульяновской
области.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
просит отменить решение суда, принять
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних
резервов, может исполнить решение суда, для чего необходимо дополнительное
целевое выделение бюджетных лимитов. Доведенные до Министерства по состоянию на
02.05.2023 лимиты и наличие 381 исполнительного производства по ранее
вынесенным решениям судов об обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не
позволяют обеспечить Жукову О.И. жилым помещением в разумный срок. Указывает,
что финансовым органом, осуществляющим непосредственное составление и
организацию исполнения областного бюджета является Министерство финансов
Ульяновской области.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Выслушав явившихся
участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями
действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жукова О.И., ***.1999 года рождения,
уроженка г. Ульяновска, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Отец истца лишен родительских прав решением
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 декабря 2012 года, а мать –
решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2009
года (л.д. 28-29, 30‑35).
Согласно сведениям из Росреестра и АО «Имущественная корпорация
Ульяновской области» Жукова О.И. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 79,
80).
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от
09.07.2015 Жукова О.И. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, что подтверждается
соответствующим уведомлением (л.д. 12).
Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Разрешая
заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012
№ 200-ЗО «Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Жуковой О.И. иска к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым
помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что
предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции
государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими
самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением
субвенций из федерального бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п.
1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей
применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года
№ 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,
находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или
учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти
по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных
норм.
При этом
дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за
исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Порядок
предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных
жилых помещений
(далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от
27.12.2012 № 644-П.
Согласно
пункту 3 Порядка специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), сформированным исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере
организации деятельности по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на основании решения
уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской
области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской
области (далее - уполномоченный орган).
Для
предоставления специализированных жилых помещений указанные граждане обращаются с заявлением в письменной форме в
уполномоченный орган.
Уполномоченный
орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами принимает
решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком,
сформированным органами опеки и попечительства.
Уполномоченный
орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении
жилого
помещения по
договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия
соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления
договора.
Договор
найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15
рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении специализированного жилого помещения сроком на 5 лет и
является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные жилые помещения.
Как установлено
материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила
обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены. В связи
с этим, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об
удовлетворении требований Жуковой О.И.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании закона, не
соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не являются основанием для
отказа в удовлетворении иска.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
– без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 08.08.2023.