Судебный акт
Об освобождении от уплаты исполнительского сбора
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107593, 2-я гражданская, об освобожддении от взыскания исполнтельского сбора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2023-000247-43

Судья Зотова Л.И.                                                                           Дело №33а-3368/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                  

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре  Аладине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 апреля 2023 года по делу №2а-235/2023, которым постановлено:

в иске Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области к  Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской  области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Министерства природы Ульяновской области - Анисимовой Л.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - Боровковой А.И., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (правопреемник Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области с 01.09.2022, далее также Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указало, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств 23.03.2022 было возбуждено исполнительное производство № *** по исполнительному листу, выданному Барышским городским судом по делу № 2а-27/2020.

Постановлением от 12.04.2022 был взыскан исполнительский сбор в размере

50 000 рублей за непредставление доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

20.01.2023 исполнительное производство окончено в связи с исполнением решения суда.

Административный истец указал, что у Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Министерство как исполнительный орган государственной власти Ульяновской области действует в рамках финансирования, утвержденного Законом Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области на             2018-2019 года являлся дефицитным. В 2019 году выделено финансирование на работы по определению береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, в связи с чем, между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области заключен государственный контракт на проведение указанных работ. Полагают, что Министерство приняло все меры по надлежащему исполнению решения суда.

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просило освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере                    50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от 12.04.2022.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив административные исковые требования. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывает на наличие объективных причин, в силу которых у Министерства отсутствовала реальная возможность исполнить решение в установленные сроки, необоснованно не принятых судом во внимание. В подтверждение доводов ссылается на судебную практику.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась судебный пристав-исполнитель Трошина Н.А., о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы в связи со следующим.

Отказывая в удовлетворении требований Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств наличия непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения, а также уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что исключает возможность для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

С таким выводом судебная коллегия не может согласиться, полагая, что он сделан без учета всех представленных по делу доказательств, в том числе  установленных вступившим в законную силу определением Барышского городского суда Ульяновской области от 14.06.2022 обстоятельств.

В частности, предоставляя Министерству отсрочку исполнения решения суда от 14.01.2020 на срок до 30.12.2022, Барышский городской суд Ульяновской области в своем определении от 14.06.2022 констатировал, что установленный судебным решением срок для исполнения – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу – является недостаточным для окончательного выполнения необходимых работ. При этом суд не усмотрел со стороны должника намеренного уклонения от исполнения судебного решения (л.д.64).

При рассмотрении заявления Министерства о предоставлении отсрочки суд также установил, что заявитель принимает меры для исполнения решения суда, работы, направленные на исполнение судебного решения, велись в 2020, 2021 годах и запланированы на 2022 год.

Между тем, при решении вопроса о возможности освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора данное обстоятельство не было принято судом во внимание.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 руб. (часть 3).

В силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Кроме того, из ст.ст. 49, 50 и 54 Конституции Российской Федерации следует, что наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Поэтому исполнительский сбор подлежит взысканию с должника на основании ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не исполнен им в должный срок без уважительных причин.

По смыслу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 №13-П и нашедших развитие в его Определении от 01.04.2008 №419-О-П, возможность взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов, правоприменитель обязан предоставить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока вызвано именно такими обстоятельствами и препятствиями.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если суд придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (Определение от 29.03.2016 №694-О).

Предоставление должнику отсрочки или рассрочки во всяком случае относится к поводам для его освобождения от ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок, определенный на основании ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Как видно из материалов дела, решением Барышского городского суда Ульяновской области от 14.01.2020, вступившим в законную силу 18.02.2020, решением Барышского городского суда  Ульяновской области от 14.01.2020 года   на  Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении реки Бекшанка (Кочкарлейка) провести мероприятия по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению  указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области; установлению  на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений  о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.  Данное решение вступила в законную силу 18.02.2020.

На основании испонительного листа, выданного по указанному решению, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП  по Ульяновской  области 23.03.2022  возбуждено исполнительное производство №***. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения. Копия постановления получена должником 30.03.2022.

В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – до 05.04.2022  решение Барышского городского суда  Ульяновской области от 14.01.2020 не исполнено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП  по Ульяновской  области   Трошиной Н.А. от 12.04.2022 с Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Указом Губернатора Ульяновской области от 24.08.2022 № 105 с 01.09.2022 Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Определением Барышского городского суда Ульяновской области от 14.06.2022 Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 14.01.2022 на срок до 30.12.2022.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП  по Ульяновской  области от 20.01.2023 исполнительное производство №*** было окончено в связи с фактическим исполнением.

Принимая во внимание обстоятельства, установленные названным определением, об отсутствии виновного неисполнения должником решения суда в срок для его добровольного исполнения, выводы суда по настоящему административному делу об отсутствии оснований для освобождения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по основанию виновного неисполнения решения суда в установленный срок, не могут быть признаны законными и обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права, а также особенностей бюджетного финансирования Министерства судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку виновного неисполнения должником требований исполнительного документа не имеется.

В соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.309, ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №25043/22/73017-ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от                                24 апреля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к  Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской  области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне удовлетворить.

Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением  судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области                  Трошиной Н.А. от 12.04.2022 в рамках исполнительного производства №25043/22/73017-ИП.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.08.2023