Судебный акт
О понуждении организовать транспортное сообщение
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107592, 2-я гражданская, об обязании организовать транспортное обслуживание по маршруту р.п. Вешкайма - с. Белый Ключ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

   

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2023-000081-32

Судья Лапшова С.А.                                                                       Дело №33а-3362/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,            

судей Васильевой Е.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 2 мая 2023 года по делу №2а-2-128/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального  образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населения удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Вешкаймский район» Ульяновской области  в течение двух  месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать транспортное обслуживание населения по маршруту  регулярных перевозок  р.п. Вешкайма – с.Белый Ключ  Вешкаймского района  Ульяновской области. 

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                  Вязьмина А.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении  обязанности организовать транспортное обслуживание населения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой  Вешкаймского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортного обслуживания населения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией МО «Вешкаймский район» не организовано транспортное обслуживание населения по маршруту          р.п. Вешкайма - с. Ховрино – с. Белый Ключ, чем нарушаются права граждан на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих в указанных населенных пунктах жителей, но и иных граждан, круг которых является неопределенным. Обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района  относится к полномочиям администрации муниципального района «Вешкаймский район». Отсутствие в бюджете субсидий на организацию транспортного обслуживания не может служить основанием для неисполнения требований законодательства, в части возложения на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания на территории муниципального района.

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области просил обязать муниципальное учреждение администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области организовать транспортное обслуживание по маршруту     р.п. Вешкайма – с. Белый Ключ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправомерно сослался на нормы законов и Устава, регламентирующие организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, поскольку согласно Уставу МО «Вешкаймский район» с. Белый Ключ как и         р.п. Вешкайма входят в состав одного поселения - МО «Вешкаймское городское поселение». Не соглашается с установленными в решении сроками исполнения решения суда, указывает на нарушение принципа исполнимости судебного акта. Полагает, что с учетом необходимости поведения конкурса, разумным являлся бы срок не менее 10 месяцев. Кроме того, в нарушение требований п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения отсутствует указание на признание незаконным бездействия администрации по организации транспортного обслуживания населения, следовательно, удовлетворение требований о возложении обязанности по организации такого обслуживания не может быть признано правомерным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции  иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по обращению  жительницы с. Белый Ключ  Вешкаймского района  Ульяновской области по факту отсутствия перевозки общественным транспортом граждан, проживающих в с.Белый Ключ  Вешкаймского  района в районный центр – р.п. Вешкайма,  прокуратурой района проведена проверка соблюдения  законодательства муниципальным учреждением администрацией  МО «Вешкаймский район». В  ходе проверки выявлено, что в нарушение требований Федерального закона          №131-ФЗ муниципальным учреждением администрацией МО «Вешкаймский район» Ульяновской области  не организовано транспортное обслуживание    населения  между  поселениями в границах   муниципального района.  В связи с приостановлением  маршрута  р.п. Вешкайма  - с. Ховрино  - с. Белый Ключ ограничена транспортная  доступность  до районного  центра  гражданам указанных сел.

В соответствии с п.п. 4 п. 4.3. ст. 41 Устава  МО «Вешкаймский район»  к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах поселений.

Пунктом 1.4  Положения   об организации  перевозок  пассажиров и багажа  автомобильным транспортном (кроме такси  индивидуального  пользования)  на территории МО «Вешкаймский район» (далее – Положение),    администрация  Вешкаймского района  определена  организатором  регулярных перевозок  пассажиров и багажа по муниципальным  маршрутам  регулярных перевозок   на территории   Вешкаймского района.

Прокуратурой района по факту  выявленного нарушения 25.01.2023 в адрес Главы  администрации МО «Вешкаймский район»  внесено представление               №07-01-2023/Прдп14-23-29730010 об устранении нарушений закона.

Согласно ответу муниципального учреждения администрация МО «Вешкаймский район»  Ульяновской области  на данное представление,  в связи с  малым  пассажиропотоком  в направлении с. Белый Ключ и с. Ховрино принято решение  о приостановке  маршрута.  Администрация  МО «Вешкаймский район»  направила  ходатайство  в Правительство  Ульяновской области  по вопросу  выделения  дополнительных денежных средств  на поддержку пассажирского транспорта в 2023 году  с целью удовлетворения потребности населения  в открытии  дополнительных маршрутов. 

Всего на территории МО «Вешкаймский район» установлено 5 муниципальных маршрутов регулярных перевозок.  Указанные  маршруты  не охватывают  населенный пункт   с. Белый Ключ, что не оспаривалось в суде первой инстанции представителем административного  ответчика.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд верно исходил из того, что в силу вышеприведенных положений Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона №220-ФЗ и Устава МО «Вешкаймский район»  Ульяновской области обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района возложена на администрацию  МО «Вешкаймский район»  Ульяновской области.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, отсутствие регулярных перевозок по спорному маршруту нарушает права неопределенного круга лиц на доступное, регулярное, безопасное транспортное сообщение.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела не содержат доказательств того, что администрацией были надлежащим образом созданы условия для предоставления транспортных услуг населению с. Белый Ключ и организации транспортного обслуживания населения между с. Белый Ключ и         р.п. Вешкайма.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на ответчика законом обязанностей по организации транспортного обслуживания населения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, относительно неуказания в резолютивной части решения на признание незаконным бездействия администрации не является основанием для его отмены. В соответствии со ст.178 КАС РФ суд рассмотрел административный иск в пределах заявленных требований. Выводы  о несоответствии требованиям закона бездействия административного ответчика содержатся в мотивировочной части решения и послужили основанием для возложения на администрацию МО обязанности по организации транспортного обслуживания населения.

Что касается довода о недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного решения, то должник вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки/рассрочки  исполнения решения суда в порядке            ст.189 КАС РФ.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 2 мая 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.08.2023