Судебный акт
Антитеррористическая защищенность
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107565, 2-я гражданская, об обязании обеспечения финансирования на проведение работ по обеспечению системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2023-000098-66

Судья Ханбекова Н.М.                                                                      Дело №33а-3275/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2023 года по делу №2-1-102/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области, удовлетворить.

Обязать Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства Областному государственному казенному учреждению «Барановская школа-интернат» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с.Барановка, ул.Школьная, д.9 «а», системой видеонаблюдения, стационарными или ручными металлоискателями, а также на ремонт 60 метров периметрового ограждения.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Барановская школа- интернат» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области обеспечить здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с.Барановка, ул.Школьная, д.9 «а», системой видеонаблюдения, стационарными или ручными металлоискателями, а также произвести ремонт 60 метров периметрового ограждения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Глуховой Д.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Барановская школа-интернат» (далее – ОГКОУ «Барановская школа-интернат»), Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области об обеспечении антитеррористической защищенности здания школы, указав, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности ОГКОУ «Барановская школа-интернат» выявлены нарушения. Установлено, что в ОГКОУ «Барановская школа-интернат» отсутствует система видеонаблюдения, здание школы-интерната не оснащено стационарными или ручными металлоискателями, 60 метров периметрового ограждения находится в ветхом состоянии и требует ремонта. Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности влияют на безопасное пребывание в школе-интернате обучающихся, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Прокурор просил обязать Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ОГКОУ «Барановская школа-интернат» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с.Барановка, ул.Школьная, д.9 «а», системой видеонаблюдения, стационарными или ручными металлоискателями, а также на ремонт 60 метров периметрового ограждения. Обязать ОГКОУ «Барановская школа-интернат» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области обеспечить здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с.Барановка, ул.Школьная, д.9 «а» системой видеонаблюдения, стационарными или ручными  металлоискателями, произвести ремонт 60 метров периметрового ограждения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит решение суда отменить в части установления сроков для обеспечения финансирования затрат Министерством на обеспечение безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.

В обоснование жалобы указывает, что ОГКОУ «Барановская школа–интернат» является казенным учреждением, учредителем которого является Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области. Министерство является главным распорядителем только тех средств областного бюджета, которые отражены как расходы, следовательно не сможет обеспечить исполнение решения суда в части финансирования затрат на ремонт защитных сооружений. Требуется выделение дополнительных средств из областного бюджета.

Определить источник дополнительных поступлений в бюджет или статьи расходов бюджета и расходы, которые можно сократить относится к полномочиями Министерства финансов Ульяновской области, являющегося финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим непосредственное составление и организацию исполнения областного бюджета.

При таких обстоятельствах, Министерство не может осуществить финансирование затрат в соответствии со сроками, установленными решением суда.

Кроме того, ОГКОУ «Барановская школа–интернат» участвует в программе капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, поэтому целесообразно проводить работы по обеспечению антитеррористической защищенности здания одновременно с работами, связанными с капитальным ремонтом. Возложение обязанности на Министерство обеспечить финансирование затрат на установку систем видеонаблюдения, металлоискателей, ремонт ограждения по периметру, а на ОГКОУ «Барановская школа–интернат» произвести указанные действия до капитального ремонта в рамках вышеуказанной программы, приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.   

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ОГКОУ «Барановская школа-интернат» и Министерства финансов Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п.5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). v

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, стационарными или ручными металлоискателями, по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (пункт 25 названных требований).

Как установлено судом, ОГКОУ «Барановская школа-интернат» присвоена 3 категория опасности объекта (территории).

Согласно Уставу ОГКОУ «Барановская школа-интернат», учредителем школы является Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.

В силу п.5.1 Устава ОГКОУ «Барановская школа-интернат» учредитель осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области с закреплением за ним соответствующих расходов.

В силу Положения о Министерстве просвещения и воспитания Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2013 №590-П, Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области с закреплением за ним соответствующих расходов, в том числе  расходов, источниками финансового обеспечения которых являются субвенции и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета (подп. 1 пункта 2.2), организует в пределах своей компетенции выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет контроль за выполнением названных мероприятий в организациях, находящихся в ведении министерства (подп. 27 пункта 2.2).

Проведенной прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проверкой выявлено отсутствие в ОГКОУ «Барановская школа-интернат» системы видеонаблюдения, стационарных или ручных металлоискателей, ветхое состояние периметрового ограждения здания школы-интерната, протяженностью 60 м, требующее ремонта, что свидетельствует о нарушении антитеррористического законодательства.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих школу-интернат, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по принятию мер по устранению названных нарушений антитеррористического законодательства. При этом обоснованно возложил обязанность по финансированию данных мероприятий на Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, как на учредителя школы-интерната и главного распорядителя средств областного бюджета, а на ОГКОУ «Барановская школа-интернат» - обязанность по обеспечению здания школы-интерната системой видеонаблюдения, металлоискателями и ремонту периметрового ограждения после соответствующего финансирования учредителем названных мероприятий.

Доводы Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области о недостаточном сроке, установленном судом для финансирования мероприятий по обеспечению школы-интерната системой видеонаблюдения, металлоискателями и ремонту периметрового ограждения судебная коллегия считает несостоятельными.

Решением суда Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области установлен срок для финансирования указанных мероприятий в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. При этом в отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика указывал на то, что данный срок должен быть установлен до 31.12.2023. Учитывая, что датой вступления решения суда в законную силу является дата принятия судом апелляционной инстанции настоящего апелляционного определения, истечение шестимесячного срока на исполнение решения суда по финансированию антитеррористических мероприятий приходится на 25.01.2024. Данный срок на исполнение Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области решения суда является разумным и достаточным.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что проведение работ по исполнению решения суда целесообразно при проведении капитального ремонта школы-интерната, не опровергает правильность принято по делу решения суда.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2023.