Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 10.08.2023 под номером 107545, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-22/2023

73-OS0000-01-2022-000028-57

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

1 августа 2023 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Атлант-Инвест» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Алтант-Инвест»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО») № *** от 10 декабря 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 35 754 674 руб. 74 коп.

Требования мотивировало тем, что является арендатором указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 56 943 890 руб. 56 коп.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № ***, составленному ООО «Независимость»,  рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 2 ноября  2021 года составляет 35 754 674 руб. 74 коп.

Общество  обратилось в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, однако решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 10 декабря 2021 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данное решение истец считает незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Независимость», оценщик Павловская Е.А., Управление Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра».

В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена административного ответчика  - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» его правопреемником  публично-правовой компанией «Роскадастр».

В рамках рассмотрения дела представитель истца представил заявление об уточнении административных исковых требований  - просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, равной 41 114 319 руб. 17 коп.

В судебное заседание участники процесса не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Представитель истца просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве (дополнительных пояснениях) просил отказать в удовлетворении требований истца, указывая на законность принятого учреждением решения.

Указал, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, и также подтвердила наличие в отчете нарушений, изложенных в решении учреждения № *** от 10 декабря 2021 года. 

С расчетом рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 2 ноября 2021 года учреждение согласно.

Также представитель ОГБУ «БТИГКО» указал на то, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа (л.д. 93-105 т.2). 

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «Атлант-Инвест» является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3491 кв.м,  расположенного по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты торговли, досуга и развлечений (л.д. 15-21, 225-233 т.1). Арендные платежи рассчитываются из кадастровой стоимости земельного участка.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области»  кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 56 943 890 руб. 56 коп. (л.д. 14 т.1). Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.

Согласно отчету об оценке земельного участка № *** ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.) от 2 ноября 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  по состоянию на 2 ноября 2021 года составила  35 754 674 руб. 74 коп. (л.д. 27-118 т.1).

Приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 263-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных в границах территории Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 42 554 490 руб. 91 коп. (ячейка ***, № ***).

Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Таким образом, кадастровая стоимость в размере 56 943 890 руб. 56 коп., определенная по состоянию на 1 января 2020 года, в настоящее время является архивной.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В данном случае размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, размер кадастровой стоимости затрагивает права истца.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 12 ноября 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 2 ноября 2021 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 2 ноября  2021 года составила  35 754 674 руб. 74 коп.

Решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» от                10 декабря 2021 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления ООО «Атлант-Инвест» было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 35 754 674 руб. 74 коп. по состоянию на 2 ноября 2021 года.

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. Содержание Отчета об оценке не соответствует оглавлению Отчета об оценке на стр. 2.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. На стр. 4 Отчета об оценке в Задании на оценку в графе «состав объекта оценки» Оценщиком указан «земельный участок площадью 5845 +/- 27 кв.м», что не соответствует Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.10.2021 № ***.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

3. На стр. 13 Отчета об оценке табл.8 в графе «Разрешенное использование участка» и «Данные о разрешенном и фактическом использовании земельного участка» Оценщиком указано «Для размещения объектов торговли», в графе «обременения» указано «не зарегистрировано», что не соответствует Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.10.2021 № ***.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. Требования п.п «г» п. 11 ФСО № 7 предусматривают проведение анализа основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. Объект оценки отнесен Оценщиком к сегменту рынка земельных участков предназначенных для размещения объектов торгового (коммерческого) назначения (стр.30 Отчета). Факторы «расположение относительно автомагистрали», «наличие свободного подъезда», «инженерно-геологические условия», «асфальтирование участка» на стр.12-20, согласно сведениям о ценообразующих факторах, приведенных на стр.10 Отчета об оценке, относятся к «земельным участкам под индустриальную застройку», и не являются ценообразующими факторами для участков под «офисно-торговую застройку». В нарушение вышеуказанного пункта ФСО факторы «Наличие построек и дополнительных улучшений», «Условия финансирования», «Условия продажи», указанные на стр. 20-21 Отчета, а также «расположение относительно красной линии» (стр.10 Отчета) не содержат интервалов значений.

Нарушены требования п.п. «г» п. 11 ФСО № 7.

5. На стр. 27 Отчета Оценщик относит объект оценки к сегменту рынка земельных участков, предназначенных для размещения коммерческих объектов. На стр. 7 указано, что среднее значение экспозиции земельных участков из категории земель населенных пунктов под коммерческое назначение в Ульяновской области, составляет 5 месяцев. Далее на стр. 25 Оценщик указывает, что примерный срок реализации имущества, сопоставимого оцениваемому, на открытом рынке по рыночной стоимости составляет 6 месяцев.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

6. Согласно п. 10 ФСО № 7 для определения стоимости объекта недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Пункт 13 ФСО № 7 определяет, что наиболее эффективное использование должно быть также юридически разрешено на дату определения стоимости объекта оценки. Согласно п. 10 ФСО № 1 Объект-аналог - это объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Таким образом, при прочих равных характеристиках, основополагающим фактором, влияющим на стоимость, оказывается назначение земельного участка согласно виду разрешенного использования. Объектом оценки, согласно заданию на оценку, является земельный участок с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования: «объекты торговли, досуга и развлечений».

При проведении анализа фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка на стр. 31-33 Отчета, приведены в обзоре предложения:

-  Предложение № 1 (аналог № 1) идентификатор: ***, площадь 926,8 кв.м. При анализе скриншота объявления, а также общедоступных картографических материалов pkk.rosreestr.ru, установлен кадастровый номер объекта предложения — *** с видом разрешенного использования «Под существующим жилым домом». Представленное предложение (объект-аналог) несопоставим с объектом оценки по назначению (виду разрешенного использования), не относится к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка земельных участков - для размещения недвижимости коммерческого (торгово-офисного) назначения и несопоставим с ним по ценообразующим факторам, а, следовательно, не может использоваться для целей исследования сегмента рынка земельных участков торгово-офисного назначения.

- Предложение № 3 идентификатор: ***, площадь 5845 кв.м. Анализ скриншота объявления, а также общедоступных картографических материалов https://pkk.rosreestr.ru/ не позволяет сделать вывод о том, что земельный участок является незастроенным;

- Предложение № 4 (аналог № 3) идентификатор: ***, площадь 5405 кв.м. Анализ скриншота объявления, а также общедоступных картографических материалов pkk.rosreestr.ru не позволяет сделать вывод о том, что земельный участок является незастроенным,

Представленные Предложения №3, №4 несопоставимы с объектом оценки по ценообразующим факторам, следовательно, не могут использоваться для целей исследования сегмента рынка земельных участков торгово-офисного назначения.

Нарушены требования п. 10 ФСО № 7.

7. Согласно п. 11 ФСО № 3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В Отчете об оценке отсутствуют скрины, копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки (дата размещения объявления).

Нарушены требования п. 11 ФСО № 3.

8. При расчете стоимости объекта оценки в табл. 23 на стр. 29-31 Отчета допущены арифметические ошибки.

Произведен двойной учет корректировки на улучшения (застройку). Применены корректировки на «расположение относительно автомагистрали» и «наличие свободного подъезда», не относящиеся к ценообразующим факторам для торгово-офисной недвижимости. Неверно рассчитан показатель валовой коррекции и, соответственно, весовые коэффициенты, влияющие на итоговую стоимость.

Отнесение объекта-аналога №3 по местоположению к спальным микрорайонам среднеэтажной застройки (стр. 29,35 Отчета) не подтверждено и не обосновано.

В табл. 23 на стр. 30 вид разрешенного использования у объекта оценки не соответствует сведениям в выписке из ЕГРН на стр. 44 Отчета, а у объектов-аналогов №2 и №3 не соответствует сведениям, приведенным на сайте https://pkk.rosreestr.ru/, корректировка применена неверно.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту *** – ООО «Бизнес-Оценка-Аудит».

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 2 ноября 2021 года, выполненного оценщиком ООО «Независимость» Павловской Е.А., судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «ЦГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № ***  от 14 июля 2023 года, выполненной экспертом ООО «Бизнес-Оценка-Аудит» ***, следует, что отчет об оценке № *** «Независимость» от 2 ноября 2021 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

Недостатки в отчете, указанные в решении ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 10 декабря 2021 года, имеются. Эксперт признал объективными замечания, указанные в п. 3-7 и пунктах 8.4-8.6 п. 8 (пункты 1-2 и п.п. 8.1-8.3 не являются нарушениями).

Выявленные нарушения носят существенный характер, влияющий на рыночную стоимость земельного участка.

Рыночная стоимость объекта оценки, определенная в отчете, является неверной.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 2 ноября 2021 года, которая составила 41 114 319 руб. 17 коп.(л.д. 13-49 т.3).

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт *** обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за даче заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение выявленные  ОГБУ «БТИГКО» нарушения в отчете  об оценке земельного участка № *** ООО «Независимость» от 2 ноября 2021 года, и эти нарушения  повлияли на определение рыночной стоимости объекта оценки,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО»  № *** от  10 декабря  2021  года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный экспертом ООО «Бизнес-оценка-аудит» ***, и с учетом этого считает необходимым установить архивную  кадастровую  стоимость  спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2021 года, в размере 41 114 319 руб. 17 коп. 

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «БТИГКО» 12 ноября 2021 года. Таким образом, период применения рыночной стоимости – с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года (то есть до дня начала применения вновь установленной кадастровой стоимости).

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

На основании ст. 111 КАС РФ с истца подлежат взысканию расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 47 500 руб. Определением суда о назначении судебной экспертизы расходы за её производство были возложены на истца, однако не оплачены им.

В данном случае в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в  размере его рыночной стоимости было отказано. Таким образом, решение не является принятым в пользу истца.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы,  также не свидетельствует о принятии решения в пользу истца, а сводится к реализации истцом предусмотренного законом права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Атлант-Инвест» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 10 декабря 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2021 года, в размере 41 114 319 руб. 17 коп.,   определив период её применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Атлант-Инвест» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Оценка-Аудит» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 47 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 9 августа 2023 года.