Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 07.08.2023 под номером 107528, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0011-02-2023-000147-28

судья Лапшова С.А.                                                                        Дело № 33-3537/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2023 года по делу № 2-2-142/2023, по которому постановлено:     

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в защиту интересов Хуторова Александра Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) обеспечить Хуторова Александра Анатольевича, 23 февраля 1965 года рождения, (паспорт             ***   выдан 4 марта 2010 года ТП УФМС России по Ульяновской области в Вешкаймском районе Ульяновской области), техническим средством реабилитации – *** в количестве 2 шт., *** в количестве 2 шт. в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации № 1700.18.73/2017  от 19 декабря 2017  года.

В удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области к ГУЗ «Вешкаймская районная больница», в остальной части исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения прокурора            Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Хуторова А.А. с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» (далее – ГУЗ «Вешкаймская районная больница») о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вешкаймского  района проведена проверка по обращению *** Хуторова А.А., в ходе которой установлено нарушение его прав на предоставление мер государственной социальной поддержки.  Хуторову А.А. установлена ***, ему разработана индивидуальная программа реабилитации ***а (далее – ИПР). Согласно разделу ИПР «Технические средства реабилитации» *** должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации: *** 2 шт., *** *** 2 шт., *** 2 шт., *** при *** 1 шт., *** 1 шт., *** 2 шт. Однако Хуторов А.А. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Истец просил суд обязать ответчиков обеспечить *** Хуторова А.А. техническими средствами реабилитации – *** 2 шт., *** 2 шт., *** 2 шт., *** 1 шт., *** 1 шт., *** 2 шт.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение ***  техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) осуществляется на основании заявлений и контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с законом № 44-ФЗ.  Выдача направления на получение (изготовление) ТСР может быть осуществлена после заключения контракта на изготовление либо получение ТСР. По сведениям ОСФР по Ульяновской области Хуторов А.А. обеспечивался  *** на период с 16.05.2022 по 15.08.2022, *** на период с 16.05.2022 по 15.08.2022. Ввиду отсутствия действующих государственных контрактов последующее обеспечение данным видом ТСР не осуществлялось. При этом ОСФР по Ульяновской области неоднократно размещались запросы ценовой информации, своевременно приняты все меры, необходимые и достаточные для исполнения обязанностей по обеспечению ***ов ТСР.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты ***ов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение *** равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации ***ов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности ***а. Решение об обеспечении ***ов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005                    № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых *** (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***).

Приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 106н  утвержден  перечень показаний и противопоказаний для обеспечения *** техническими средствами реабилитации, применяемый с 22.06.2021 по 18.06.2023, согласно которому к   техническим средствам реабилитации *** отнесены ***.

Согласно приказу  Минтруда России от 05.03.2021 №107н  «Об утверждении сроков  пользования  техническими средствами реабилитации, ***и»  срок пользования чехлом ***, *** составляет не менее  3-х месяцев, срок пользования *** сложной на сохраненную конечность и *** на *** (пара),  *** *** (пара) – не менее 1 года (для взрослых).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность ***, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы *** а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения *** (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Судом установлено, что Хуторов А.А., 23.02.1965 года рождения, является *** (л.д. 10, 21). 

В соответствии с  ИПРА ***а от 19.12.2017 № 1700.18.73/2017  Хуторову А.А. полагаются технические  средства  реабилитации, в том числе: *** (2 шт.), *** (2 шт.), *** 2 шт., ***  при *** 1 шт.,  *** 1 шт. (л.д. 17).

Хуторов А.А. обратился с заявлением об обеспечении вышеуказанными техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной  программой реабилитации или абилитации.

29.07.2022  Хуторов А.А. был обеспечен  ***), что подтверждается  актом сдачи-приемки работ  № 13-00967 от 29.07.2022, актом сдачи-приемки работ № 13-00966 от 29.07.2022.

Срок пользования  обувью  составляет  не менее года, и, соответственно, не истек на момент рассмотрения данного спора, в  связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания  для возложения обязанности по обеспечению истца  указанными техническими средствами реабилитации.

Вместе с тем на момент рассмотрения дела в суде *** не обеспечен *** (2 шт.), *** (2 шт.).

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения ***а положенными ему техническими средствами реабилитации, отсутствии полномочий ГУЗ «Вешкаймская РБ» по обеспечению *** техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Выдача направления на получение (изготовление) ТСР после отбора на конкурсной основе организации, заключения контракта на изготовление либо получение ТСР не может умолять права истца на своевременное обеспечение  техническим средством реабилитации, необходимым ввиду  состояния  здоровья.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика ОСФР по Ульяновской области  обязанность по обеспечению Хуторова А.А. техническими средствами реабилитации – *** (2 шт.) в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации от 19.12.2017  № 1700.18.73/2017.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому, что           Хуторов А.А. был обеспечен приведенными ***, в суд первой инстанции не представлено.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.

В отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения ***а техническим средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.

Предусмотренные законом варианты обеспечения ***а техническими средствами реабилитации являются правом ***а, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению ***а необходимыми техническими средствами реабилитации.

Ссылки на непредставление технических средств реабилитации по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.08.2023