Судебный акт
О понуждению к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 07.08.2023 под номером 107477, 2-я гражданская, о понуждении к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-02-2023-000074-43

 

Судья Шапарева И.А.                                                                     Дело №33а-3167/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                  

судей Васильевой Е.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 марта 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 5 мая 2023 года, по делу             №2а-2-131/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительная колония №2 УФСИН России по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения норм действующего законодательства в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» устранить нарушения в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также требований пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать чердачное помещение здания отряда № 8, коридор между комнатами №№ 2, 3 и кухней здания для проведения длительных свидании участка колонии поселения, производственные помещения столярного и мельничного цехов, картонажного участка автоматическими установками пожарной сигнализации;

- оборудовать производственное помещение ремонтно-мастерского участка автоматической установкой пожаротушения;

- установить аварийное освещение на путях эвакуации в коридорах отрядов №№ 2, 3, 4, 5, 10 и лестничных маршах отрядов №№ 6, 9;

- обеспечить возможность открывания дверей эвакуационных выходов с                  1 этажа отряда № 6 и столовой по направлению выхода из здания;

- у здания отряда № 6 (II степени огнестойкости) устранить навес (под которым осуществляется хранение дерева), выполненный из дерева (V степени огнестойкости);

- здания мельничного цеха, цехов №№ 66 и 99, ремонтно-мастерского участка, пилорамы обеспечить внутренним противопожарным водопроводом;

- производственные помещения цехов №№ 66 и 99 с постоянными рабочими местами обеспечить системой вытяжной противодымной вентиляции;

- одноэтажные производственные здания столярного и мельничного цехов, цеха № 1, ремонтно-мастерского участка оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 1 типа;

- в карантинном отделении участка КП изменить направления открывания дверей в коридоре;

- участки «производство мебели» и «швейное производство» отделить один от другого противопожарной перегородкой;

- на мукомольном участке предусмотреть наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции;

- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначить на стенах здания исправительного учреждения указателями
со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- в камерах ШИЗО №№ 3, 9, 11, 13, 15 и медицинском кабинете здания ШИЗО устранить дефекты покрытия потолка, стен, пола;

- в камерах ШИЗО №№ 8, 12, 13, а также в помещениях швейного, мельничного, механосборочного, столярного участков, участка по сборке ящиков и гофрокартона, литейного цеха, пилорамы устранить следы плесневого грибка, отслоения покрытия стен и потолка;

- в помещениях производственного участка по сборке ящиков выполнить покрытие полов и стен из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств;

- в филиале «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России:

а) обеспечить горячее водоснабжение в кабинетах приема фельдшеров, врачей, автоклавной, процедурном кабинете;

б) устранить дефекты покрытия стен (отслоение штукатурки, краски) в процедурном кабинете, автоклавной, кабинете старшей медицинской сестры, лаборатории, флюорографическом и рентгенологическом кабинетах, помещении для хранения уборочного инвентаря; 

в течение  3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области – Гасанова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  возражения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей  решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФКУ   ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения норм действующего законодательства в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ноябре 2022 года Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с участием специалистов УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, а также материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области (далее - ИК-2), расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Северный.

Проверкой выявлены нарушения требований трудового, противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем прокурором области 30.11.2022 руководителю УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении нарушении закона. Вместе с тем, проведенная 16.01.2023 проверка показала, что не все указанные в представлении от 30.11.2022 нарушения закона устранены.

Таким образом, ИК-2 не выполняется обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора. Допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил:

обязать Федеральное казенное учрежде­ние «Исправительная колония
№ 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» устранить нарушения в сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также требований пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать чердачное помещение здания отряда № 8, коридор между комнатами №№ 2, 3 и кухней здания для проведения длительных свидании участка колонии поселения, производственные помещения столярного и мельничного цехов, картонажного участка автоматическими установками пожарной сигнализации;

- оборудовать производственное помещение ремонтно-мастерского участка автоматической установкой пожаротушения;

- установить аварийное освещение на путях эвакуации в коридорах отрядов №№ 2, 3, 4, 5, 10 и лестничных маршах отрядов №№ 6, 9;

-обеспечить возможность открывания дверей эвакуационных выходов с          1 этажа отряда № 6 и столовой по направлению выхода из здания;

- у здания отряда № 6 (II степени огнестойкости) устранить навес (под которым осуществляется хранение дерева), выполненный из дерева (V степени огнестойкости);

- здания мельничного цеха, цехов №№ 66 и 99, ремонтно-мастерского участка, пилорамы обеспечить внутренним противопожарным водопроводом;

- производственные помещения цехов №№ 66 и 99 с постоянными рабочими местами обеспечить системой вытяжной противодымной вентиляции;

- одноэтажные производственные здания столярного и мельничного цехов, цеха № 1, ремонтно-мастерского участка оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 1 типа;

- в карантинном отделении участка КП изменить направления открывания дверей в коридоре;

- участки «производство мебели» и «швейное производство» отделить один от другого противопожарной перегородкой;

- на мукомольном участке предусмотреть наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции;

- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначить на стенах здания исправительного учреждения указателями
со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- в камерах ШИЗО №№ 3, 9, 11, 13, 15 и медицинском кабинете здания ШИЗО устранить дефекты покрытия потолка, стен, пола;

- в камерах ШИЗО №№ 8, 12, 13, а также в помещениях швейного, мельничного, механосборочного, столярного участков, участка по сборке ящиков и гофрокартона, литейного цеха, пилорамы устранить следы плесневого грибка, отслоения покрытия стен и потолка;

- в помещениях производственного участка по сборке ящиков выполнить покрытие полов и стен из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств;

- в филиале «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России:

а) обеспечить горячее водоснабжение в кабинетах приема фельдшеров, врачей, автоклавной, процедурном кабинете;

б) устранить дефекты покрытия стен (отслоение штукатурки, краски) в процедурном кабинете, автоклавной, кабинете старшей медицинской сестры, лаборатории, флюорографическом и рентгенологическом кабинетах, помещении для хранения уборочного инвентаря;

При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что исполнение решения суда зависит от выделенного из бюджета финансирования. В связи в чем, полагает, что на учреждение могут быть возложены обязанности по своевременному направлению заявок в УФСИН России по Ульяновской области на выделение денежных средств, необходимых для устранения нарушений, указанных в решении суда, а также обязанности по устранению недостатков в течение определенного срока с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а не с момента вступления решения суда в законную силу как указано в обжалуемом судебном акте.

Более того установленный судом трехмесячный срок исполнения решения со дня вступления его в законную силу является недостаточным для проведения всего объема необходимых работ. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не в полном объеме исследованы представленные административным ответчиком доказательства, которые подтверждают прямую взаимосвязь доведенных лимитов бюджетных обязательств и проведение работ, направленных на устранение нарушений норм действующего законодательства в сфере материально-бытового, медико-санитарного обеспечения, требований пожарной безопасности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

В соответствии со ст.38 Закона РФ №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.21 УИК РФ и Положением об управлении Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518, контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возложен на федеральный и территориальный органы уго­ловно-исполнительной системы.

Положениями ст.5.12 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с положениями названного Устава, ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного законодательства в ФКУ  ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области выявлено, что в данном исправительном учреждении, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, п. Северный, имеют место нарушения требований трудового, противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем прокурором области 30.11.2022 руководителю УФСИН России по Ульяновской области вносилось представление об устранении нарушении закона.

При проведении 16.01.2023 повторной проверки установлено, что не все указанные в представлении от 30.11.2022 нарушения закона устранены.

В частности, направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначено на стенах здания исправительного учреждения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно; чердачные помещения зданий отрядов №№ 2-6, 8-10 и школы, а также коридор 1 этажа отряда № 3, коридор 1 этажа отряда № 10, помещения комнаты воспитательной работы и комнаты быта отряда со строгими условиями отбывания наказания, помещения гладильной и парикмахерской баннопрачечного комбината, помещение коридора из класса географии школы, коридор между комнатами           №№ 2, 3 и кухней здания для проведения длительных свидании участка КП, производственные помещения столярного, мельничного цеха, цехов №№ 66 и 99, картонажного участка не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации; производственное помещение ремонтно-мастерского участка не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации в коридорах отрядов №№ 2-6, 9, 10 и лестничных маршах; не обеспечивается исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности, а именно, корпуса дымовых пожарных извещателей автоматических установок пожарной сигнализации, расположенные в коридорё, сушилке, комнате быта, комнате хранения личных вещей на 2 этаже отряда № 5, кухне и раздевалке отряда со строгими условиями отбывания наказания, демонтированы;

Подпись: -

 в помещении отряда № 4 не обеспечивается исправное состояние автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, шлейфы на приборе приемноконтрольном пожарном находятся в отключенном состоянии; противопожарные двери в помещениях камер хранения личных вещей, расположенных на 1 этаже отряда № 3, на 1, 2 и 3 этажах отрядов №№ 6 и 8, здания ШИЗО, склада муки пекарни, не имеют устройств для самозакрывания; двери эвакуационных выходов с 1 этажа отряда № 3, со 2 этажа (запасная лестничная клетка) отряда № 5, с 1 этажа отряда № 6, 1 этажа здания медицинской части, столовой, открываются не по направлению выхода из  здания; парикмахерской банно-прачечного комбината допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; к зданию отряда № 6 (II степени огнестойкости) пристроен навес (под которым осуществляется хранение дерева), выполненный из дерева (V степени огнестойкости); допускается использование противопожарных расстояний (под навесом у здания отряда № 6) для хранения дерева; лестничный марш, размещенный в лестничной клетке (запасная), ведущий со 2 до 1 этажа отряда № 5, не оборудован ограждением с поручнем; высота пути эвакуации в лестничной клетке (запасной) в отряде № 9 составляет менее 2 м; в здании клуба дымовые пожарные извещатели автоматических установок пожарной сигнализации, расположенные в зрительном зале, не закреплены непосредственно на перекрытии;

-в отряде со строгими условиями отбывания наказания настенный речевой оповещатель, расположенный в коридоре, установлен на расстоянии менее 150 мм от потолка до верхней части оповещателя; здания мельничного цеха, цехов №№ 66 и 99, ремонтно-мастерского участка, пилорамы не обеспечены внутренним противопожарным водопроводом; производственные помещения цехов №№ 66 и 99 с постоянными рабочими местами не обеспечены системой вытяжной противодымной вентиляции; одноэтажное производственное здание столярного, мельничного цеха, цехов №№ 1 и 99, ремонтно-мастерского участка не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 1 типа;

-в специально предназначенном для содержания пожарных автомобилей боксе не обеспечивается наличие утепленных ворот; в коридоре 1 этажа здания участка КП расстояние между шлейфом автоматической пожарной сигнализации и электропроводкой осветительных приборов при их параллельной прокладке составляет менее 0,5 м; в жилом здании и здании для проведения длительных свиданий участка КП, помещении для проведения длительных свиданий кабельные линии и электропроводка системы обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не могут сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (выполнены телефонными проводами); в карантинном отделении участка КП произведен ремонт с заменой дверных полотен с изменением направления открывания дверей, а ширина пути эвакуации составляет 0,35 м; участки «производство мебели» и «швейное производство» не отделены один от другого противопожарной перегородкой; на мукомольном участке не предусмотрены наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции.

Тот факт, что указанные  нарушения  не  устранены, административным ответчиком  в  ходе   судебного  разбирательства  в суде первой инстанции не  оспаривалось.

Оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установив, что представление прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства ответчиками исполнены не были, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Согласно п.4.3 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения.

Приказом Минюста России от 28.09.2001 №276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, согласно которой ведение систематических наблюдений и технических осмотров состояния зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении колонии, возложено на исправительное учреждение.

При этом п.16.2 данного приказа предусмотрено, что распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие финансирования не освобождает административных ответчиков от возложенной на них законом обязанности по материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечении им надлежащих условий содержания.

Довод заявителя о недостаточности предоставленного судом срока для исполнения решения основанием для отмены решения суда не является, а вопрос отсрочки  исполнения судебного решения может быть разрешен судом, принявшим решение, в порядке ст.189 КАС РФ.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Между тем, доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности установленного для исполнения решения суда срока заслуживают внимания.

Судебная коллегия, исходя из  установленных обстоятельств, объема работ, подлежащих выполнению, принципа разумности, полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, принимая во внимание сложности финансирования ответчика. Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 марта 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 5 мая 2023 года изменить в части установления срока исполнения, указав, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» обязано устранить перечисленные в резолютивной части решения нарушения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.07.2023