Судебный акт
О передаче объектов теплоснабжения по ФЗ №115-фз
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107471, 2-я гражданская, о заключении концессиального соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем теплоснабжения МО Вешкаймский район, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2023-000101-69

Судья Лапшова С.А.                                                                     Дело №33а-3307/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     25  июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года по делу №2а-2-109/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии  с требованиями  Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, расположенных в р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области: теплотрассы к котельной №5 (протяженностью 6,342 км), теплотрассы к котельной №2 (протяженностью 5,76 км), теплотрассы к котельной №1 (протяженностью 11,516 км), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в остальной части административных исковых требований к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Макейкиной Е.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения в соответствии  с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В обоснование требований указал, что в собственности муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Ульяновской области находятся объекты недвижимого имущества социального характера: теплотрассы к котельной №5 (протяженностью 6,342 км), теплотрассы к котельной №2 (протяженностью 5,76 км), теплотрассы к котельной №1 (протяженностью 11,516 км). 

04.08.2017 между администрацией муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области и муниципальным казенным предприятием «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области заключен договор о закреплении за муниципальным казенным предприятием муниципального имущества - объектов теплоснабжения на праве оперативного управления. 22.11.2018 заключен договор аренды недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области. Срок действия данного договора на основании дополнительного соглашения от 09.01.2023 продлен до 30.11.2023. Вопреки требованиям законодательства меры к заключению концессионных соглашений административным ответчиком не предпринимаются.

Прокурор просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по передаче объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», обязать административных ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно: теплотрассы к котельной №5 (протяженностью 6,342 км), теплотрассы к котельной №2 (протяженностью 5,76 км), теплотрассы к котельной №1 (протяженностью 11,516 км).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено областное государственное казенное предприятие «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит решение отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы Федерального закона от 21.07.2005 №115–ФЗ «О концессионных соглашениях» и друге нормативные акты, указывает, что решение суда об обязании организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115–ФЗ не конкретизировано и является неисполнимым в случае, если никто не пожелает принять объекты в качестве концессионера.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, в отношении которого согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник  обязан нести бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Федеральным законом «О теплоснабжении».

С момента вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении».

Законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом «О защите конкуренции».

С 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования объектами может осуществляться по договору аренды.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области в р.п. Вешкайма находятся объекты теплоснабжения: теплотрассы к котельной №5 (протяженностью 6,342 км), теплотрассы к котельной №2 (протяженностью 5,76 км), теплотрассы к котельной №1 (протяженностью 11,516 км).

Указанные объекты на праве оперативного управления закреплены за муниципальным казенным предприятием «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области на основании договора от 04.08.2017 (л.д. 12-17).

22.11.2018 между муниципальным казенным предприятием «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области и областным государственным казенным предприятием «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» заключен договор аренды №1, в соответствии с которым вышеуказанное имущество передано в аренду. Срок договора аренды продлен по 30.11.2023 (л.д. 74-84).

Срок эксплуатации названных объектов теплоснабжения, передаваемых по договору аренды, составляет более 5 лет.

Соответственно, на административном ответчике администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области лежит обязанность по принятию своевременных и достаточных мер по организации в границах поселения теплоснабжения с соблюдением требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах для передачи объектов теплоснабжения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области необходимо проведение публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области по непринятию мер по передаче объектов теплоснабжения и возложения обязанности организовать передачу данных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», поскольку указанные требования заявлены прокурором и удовлетворены судом преждевременно, так как передача объектов теплоснабжения осуществляется в рамках концессионного соглашения, которое в настоящее время не заключено. Не определено лицо, претендующее заключить данное соглашение на стороне концессионера.

Таким образом, для организации передачи объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона «О концессионных соглашениях» необходимо определить концессионера по результатам проведения публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения, которому концедентом – администрацией муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области будет осуществлена передача объектов концессионного соглашения по подписываемому сторонами соглашения акту приема-передачи (ч.4.1 ст.3 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

В соответствии с п.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Исходя из диспозитивности поведения административного истца в административном судопроизводстве, предполагающей возможность свободного распоряжения его правами, требования в административном исковом заявлении формулирует административный истец, соответственно, суд обязан разрешить дело по тем требованиям, которые заявлены административным истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

В силу изложенного, поскольку требования прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» заявлены преждевременно, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения данных требований. Принятое по делу решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца (п.2 ч.1 ст.309, п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию «Теплосервис» муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2023.