У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0008-01-2022-001289-93
Судья Гельвер Е.В. Дело №
33а-3292/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 18
июля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Васильевой Е.В., Сычёвой О.А.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу общества с ограниченной
ответственностью «Сфера» на решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 29 декабря 2022 года по делу №2а-1-600/2022, по которому
постановлено:
исковые требования Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области
удовлетворить.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Сфера» обеспечить выполнение требований п.75
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» путем подачи
питьевой воды жителям муниципального образования «Инзенское городское
поселение» Инзенского района Ульяновской области соответствующей по качеству
гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Обязать общество с ограниченной
ответственностью «Сфера» в соответствии с п.76 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» провести санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение причин
ухудшения качества и безопасности питьевой воды, подаваемой населению
Муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района
Ульяновской области.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Сфера» в соответствии с п.92 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению-
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при эксплуатации
очистных сооружений г.Инза Ульяновской области не допускать сброс в реку Инза
сточных вод без лабораторных исследований на содержание возбудителей
инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Сфера» в соответствии с п.92 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» при эксплуатации очистных сооружений г.Инза
Ульяновской области не допускать
попадание сточных вод на земельный участок, используемый для размещения
очистного сооружения и прилегающую территорию.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской
области обратился в суд с административным
исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сфера» о
возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических
требований.
В обоснование
требований указано, что между муниципальным образованием «Инзенское городское
поселение» Инзенского района Ульяновской области, от имени которого выступает администрация
муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, и ООО «Сфера»
в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ
«О концессионных соглашениях», 04.02.2021 заключено концессионное соглашение
№2-Д в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения,
расположенных на территории муниципального образования «Инзенское городское
поселение» Инзенского района Ульяновской области.
По акту
приема-передачи №1 от 25.02.2021 к концессионному соглашению ООО «Сфера» были
переданы объекты водоснабжения и водоотведения. В настоящее время водоснабжение
и водоотведение на территории муниципального образования «Инзенское городское
поселение» Инзенского района Ульяновской области осуществляется ООО «Сфера».
В период с
13.04.2022 по 22.04.2022 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в
отношении ООО «Сфера» была проведена плановая выездная проверка, в результате которой
выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. В частности, в
рамках плановой проверки проведен отбор проб питьевой воды, и в результате
проведения лабораторных исследований выявлено не соответствие нормативным
величинам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов
среды обитания». Кроме того, в период с 21.04.2022 по 27.07.2022, 28.09.2022
отобранные пробы питьевой воды не соответствовали нормативным величинам,
установленным СанПиН 1.2.3685-21.
В ходе плановой
проверки в отношении ООО «Сфера» проведен осмотр очистных сооружений г.Инза
Ульяновской области, находящихся западнее ул. Д***, на площади *** га.
Установлено, что в нарушение п. 92 СанПиН 2.1.3684-21 ООО «Сфера»
допускает сброс в водные объекты (реку Инза) сточных вод без лабораторных
исследований на содержание возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной,
вирусной и паразитарной природы, допускает попадание сточных вод на земельный
участок, используемый для размещения очистного сооружения и прилегающую
территорию.
Невыполнение
указанных требований санитарного законодательства влияет на безопасность
окружающей среды, создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу
возникновения и распространения заболеваний.
Административный истец
просил обязать ООО «Сфера»:
обеспечить
выполнение требований п. 75 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» путем подачи питьевой воды жителям муниципального
образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской
области соответствующей по качеству гигиеническим нормативам, установленным
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
в соответствии с
п.76 СанПиН 2.1.3684-21 провести санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение причин
ухудшения качества и безопасности питьевой воды, подаваемой населению муниципального
образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской
области;
в соответствии с
п.92 СанПиН 2.1.3684-21 при эксплуатации очистных сооружений г.Инза Ульяновской
области не допускать сброс в реку Инза сточных вод без лабораторных исследований
на содержание возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и
паразитарной природы и попадание сточных вод на земельный участок, используемый
для размещения очистного сооружения и прилегающую территорию.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное учреждение
администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновкой области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сфера» не соглашается с решением
суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что объекты водоснабжения и
водоотведения, переданные к ООО «Сфера» по акту приема-передачи от 25.02.2021,
переданы в аварийном состоянии, требуют восстановления и полной реконструкции,
износ сетей составляет более 80%, при этом износ сетей возник до передачи их по
концессионному соглашению. Полагает, что данное обстоятельство привело к
нарушению санитарно-эпидемиологических требований. Финансирование проведения
санитарно-эпидемиологиеских мероприятий за счет концессионера концессионным
соглашением не предусмотрено. Суд необоснованно возложил на ООО «Сфера» расходные
обязательства муниципального образования «Инзенский район». Кроме того, в
решении суда не установлен срок его исполнения с учетом значительности
материальных затрат, временного периода, необходимого для производства
лабораторных исследований и проведения иных санитарно-профилактических
мероприятий.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация
муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области просит решение
суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в
деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, судебная коллеги не находит оснований к
отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 11, 39 Федерального закона от
30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
индивидуальные предприниматели юридические лица в соответствии с осуществляемой
ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а
также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный
санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных
правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от
21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионер обязан
обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным
соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров,
работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном
состоянии, проводить за свой счет текущие ремонт и капитальный ремонт, нести расходы
на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным
соглашением.
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что по
концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет
создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество
(недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество,
технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления
деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев,
если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного
п.21 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое
принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять
деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного
соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок,
установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом
концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности
(часть 1).
Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по
концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное
(часть 12).
Концедент вправе принимать на себя часть расходов на
создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование
(эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру
государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также
размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру
государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о
заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в
концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному
соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по
концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса (часть 13).
Как установлено судом, между муниципальным образованием
«Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области, от имени
которого выступает администрация муниципального образования «Инзенский район»
Ульяновской области, и ООО «Сфера» в порядке, предусмотренном ст.37
Федерального закона «О концессионных соглашениях», заключено концессионное
соглашение №2-Д от 04.02.2021 в отношении объектов холодного водоснабжения и
водоотведения, расположенных на территории муниципального образования
«Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области.
Объекты водоснабжения и водоотведения переданы концессионеру
ООО «Сфера» по акту приема-передачи №1 от 25.02.2021 к концессионному
соглашению. ООО «Сфера» осуществляет водоснабжение и водоотведение на
территории муниципального образования «Инзенское городское поселение»
Инзенского района Ульяновской области.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в ходе
проведенных в 2022 году проверок в отношении ООО «Сфера» выявлено
несоответствие нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды
обитания» качества питьевой воды на территории Инзенского городского поселения,
а также попадание сточных вод без лабораторных исследований на содержание
возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной
природы и попадание сточных вод на земельный участок, используемый для
размещения очистного сооружения и прилегающую территорию (г.***).
Принимая решение об удовлетворении требований Управления
Роспотребнадзора по Ульяновской области, суд пришел к выводу о неисполнении ООО
«Сфера» установленной законом обязанности по обеспечению соблюдения требований
пунктов 75, 76, 92 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,
питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым
помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации
и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в
отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования
«Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области,
переданных административному ответчику по концессионному соглашению от
04.02.2021 №2-Д, в связи с чем правомерно возложил на ООО «Сфера» обязанность
по выполнению названных требований СанПиН 2.1.3684-21 для обеспечения подачи
населению Инзенского городского поселения питьевой воды надлежащего качества, а
также по соблюдению требований санитарного законодательства при эксплуатации
очистных сооружений, поскольку их невыполнение влияет на безопасность
окружающей среды, создает угрозу жизни и здоровья человека, угрозу
возникновения и распространения заболеваний.
Доводы ООО «Сфера» в апелляционной жалобе о том, что по
концессионному соглашению обществу переданы объекты водоснабжения и
водоотведения в аварийном состоянии, не освобождает административного ответчика
от обязанности выполнения требований санитарного законодательства,
устанавливающего параметры качества питьевой воды, а также требований к сбросу
сточных вод в водные объекты в отношении объектов, переданных ООО «Сфера» по
концессионному соглашению.
Ссылка в жалобе на то, что в решении судом не установлен
срок исполнения решения суда, также не влечет его отмену, поскольку принятое по
делу решение имеет социальную значимость, а административный ответчик, в свою
очередь, не лишен права обратиться в порядке исполнения решения с заявлением об
отсрочке исполнения решения суда, приложив соответствующие доказательства.
Принятое по делу решение является правильным, судом верно
определены обстоятельств, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены
представленные доказательства, верно применен материальный закон, регулирующий
спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену
решения, судом не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 декабря
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной
ответственностью «Сфера» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.07.2023.