Судебный акт
О признании незаконными условия содержания
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 01.08.2023 под номером 107328, 2-я гражданская, обжалование действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-000546-81

Судья Резовский Р.С.                                                                    Дело №33а-3129/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года, с учетом определения того же суда от 10 мая 2023 года об исправлении описки, по делу №2а-702/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования Москалёва Виктора Александровича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании незаконными действий (бездействия) удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Москалёва Виктора Александровича под стражей, а именно: содержание Москалёва Виктора Александровича в помещении, имеющим признаки поражения стен грибком.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Москалёва Виктора Александровича отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Москалёв В.А. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) о признании действий незаконными, привлечении к ответственности.

В обоснование административного иска указал, что с 16.12.2022 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области в камере №***, где не соблюдаются санитарные нормы, имеется большой слой грибка, плесень, деревянные полы сломаны, вырваны доски, по камере бегают крысы, тараканы и мокрицы, в камере нет горячей воды, матрасы прогнившие, постельное белье не выдают. Второй этаж над камерой полностью в аварийном состоянии и в любой момент может рухнуть на первый этаж. В камере недавно заболел человек, и ему не была оказана медицинская помощь. Кроме того, в камере полностью отсутствует система вентиляции, из-за чего имеет место постоянная влажность, и развивается грибок и плесень. В связи с указанным он испытывает страдания и проблемы со здоровьем. Администрация не принимает меры по просьбам и жалобам осужденных и подследственных. В камере отсутствует телевизор.

Административный истец просил признать действия (бездействие) административного ответчика незаконными согласно ст.12 УПК РФ, статей 21 и 46 Конституции РФ; признать незаконным его содержание в пагубных условиях, создающих угрозу жизни и здоровью и привлечь к ответственности администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области согласно статье 41 Конституции РФ, принять меры, провести полную проверку по жалобе.

Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30.03.2023 производство по делу в части требований Москалёва В.А. о привлечении администрации ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области к ответственности на основании статьи 41 Конституции Российской Федерации прекращено.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.07.2022 по делу №*** на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений (в том числе камеры № ***) в соответствие с требованиями п.2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24.12.2020 №44. В ходе исполнения решения суда был выполнен ряд мероприятий, в том числе капитальный ремонт кровли здания пристроя режимного корпуса №2, проведены закупки строительных материалов для выполнения ремонтных работ хозяйственным способом помещений и камер режимного корпуса №2, заключены государственные контракты с общим освоением бюджетных средств 100%, получены лимиты бюджетных обязательств на приобретение строительных материалов для проведения ремонтных работ хозяйственным способом в камерных помещениях, заключены контракты на поставку оконных блоков и материалов.

Не соглашается с выводом суда о бездействии администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Указывает, что устранить все оставшиеся недостатки, в том числе в камерном помещении № ***, будет возможно после доведения соответствующего финансирования.

Обращает внимание, что среднесписочная численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, постоянно меняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Все лица, содержащиеся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, размещаются по камерам в соответствии со ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прибывшие в учреждение транзитно-пересыльные лица также подлежат раздельному содержанию не только от подозреваемых, обвиняемых, но и по виду режима с разграничением ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы с неотбывавшими.

Поскольку техническое состояние строительных конструкций режимного корпуса №1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ухудшается, руководством учреждения принято решение о выводе из эксплуатации внутренних постов №4 и №5 режимного корпуса №1, в которых расположено 25 камерных помещений, что повлекло за собой дефицит мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в связи с чем у администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отсутствовала возможность размещения административного истца в иное камерное помещение.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и Москалев В.А., о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Москалев В.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, правом на участие в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи либо через своего представителя не воспользовался.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч.5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с подп. 3, 6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как установлено судом, приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03.03.2023 Москалёв В.А. осужден по п.п. «*** УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

С 16.12.2022 административный истец содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области в камере №*** на внутреннем посту №1 первого этажа режимного корпуса.

Общая площадь камеры №*** составляет 46,8 квадратных метров, жилая площадь камеры составляет 43,5 кв.м и предназначена для размещения десяти человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Камера снабжена радиатором системы водяного отопления. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью, изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста №1 оснащены приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.

В ходе проведенной прокуратурой Ульяновской области в 2022 году проверки исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области требований законодательства об условиях содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований пожарной безопасности установлено, что в нарушение п.2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44 камеры следственного изолятора, в том числе камера №***, находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, отмечаются дефекты и повреждения покрытия стен (дефекты и повреждения штукатурки, краски, плитки на стенах), признаки поражения стен грибком, следы протечек на стенах.

Разрешая требования административного истца и удовлетворяя их в части признания ненадлежащими условий содержания в помещении, в котором имеются признаки повреждения стен грибком, суд исходил из того, что условия содержания Москалева В.А. в камере №*** в указанной части не соответствуют требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность исправительного учреждения в части соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства.

Одновременно суд пришел к выводу, что условия содержания в камерном помещении №***, на которые указывал административный истец в административном иске, за исключением грибковых образований на стенах, соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность исправительного учреждения.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств дела, надлежащей оценке представленных доказательств и верном применении норм материального права.

В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Материалами административного дела и исследованными судом первой инстанции доказательствами подтверждается, что условия содержания административного истца в камере №***, при наличии в камере грибковых образований на стенах, не соответствуют требованиям п.2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, в соответствии с которым покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Поскольку факт нарушения условий содержания административного истца в камере №*** был достоверно установлен, судом обоснованно сделан вывод о бездействии административного ответчика, допустившего нарушение условий содержания в части образования на стенах камеры грибка.

При таких обстоятельствах, доводы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о том, что со стороны следственного изолятора отсутствовало незаконное бездействие, судебная коллегия признает несостоятельными.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 марта 2023 года, с учетом определения того же суда от 10 мая 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023.